Ритейлеры заплатят за проезд
Транспортные расходы розницы могут вырасти на 10-15% из-за сбора за проезд грузовиков по федеральным трассам, подсчитали аналитики JPMorgan. Сильнее всех пострадает «Магнит»Сбор с грузовиков с разрешенной максимальной массой больше 12 т может увеличить транспортные расходы российских ритейлеров на 10-15%, подсчитали аналитики JPMorgan (их расчеты приведены во вчерашнем ежедневном обзоре).
Предполагалось, что новый сбор за «возмещение вреда» федеральным трассам начнут собирать с 2013 г., но срок перенесли на 1 ноября 2014 г. Для грузовиков тариф составит 3,5 руб. за 1 км пути и будет индексироваться каждый год в зависимости от инфляции, предполагается, что свои сборы смогут добавить и регионы (подробнее см. врез).
Самый большой автопарк среди российских ритейлеров - у лидера отрасли, компании «Магнит»: в его парке около 4700 грузовиков, большая часть из которых - фуры. На логистику (зарплаты водителям и топливо) компания тратит около 3,1% выручки, пишет в обзоре Елена Журонова из JPMorgan на основе данных 2012 г. Новые сборы увеличат эти расходы на 11% до 3,5% выручки. «Для других, менее эффективных операторов, по нашим оценкам, негативное влияние будет сильнее: затраты на логистику по меньшей мере вырастут на 15% [от выручки]», - считают аналитики.
Ранее «Магнит» говорил, что средняя дистанция движения его грузовиков составляет около 300 км, напоминает старший аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева. Учитывая, что ритейлер будет платить 3,5 руб. за 1 км, 1 кг груза, перевозимого 20-тонной фурой, подорожает на 5 коп., подсчитывает эксперт. «Так как это затронет всю отрасль в целом, эти изменения не окажут влияния на конкурентное положение отдельных сетей», - считает Колупаева. Представитель «Магнита» не смог прокомментировать расчеты аналитиков.
Большинство российских ритейлеров, опрошенных «Ведомостями», пока только оценивают, во сколько им обойдется новый платеж. «Разумеется, если стоимость услуг сторонних организаций или поставщиков растет, то это неизбежно отразится на себестоимости товаров. Но оценивать пока сложно», - говорит представитель «Азбуки вкуса» (у этой сети своих фур нет) Андрей Голубков. У группы «Дикси», также владеющей собственным парком грузовиков, транспортные расходы составили 1,24 млрд руб. за прошлый год, или 0,8% выручки. Ритейлеру «О'кей», который пользуется доставкой поставщиков и подрядчиков, логистика обошлась в 0,3% продаж за прошлый год, собственных грузовиков у компании нет. Х5 Retail не раскрывает своих логистических расходов, в прошлом году ритейлер активно наращивал свой автопарк: на конец 2012 г. в нем было 1956 грузовиков, из них 564 автомобиля было куплено в течение года. «Мы стремимся найти баланс между собственными и сторонними транспортными ресурсами, чтобы повысить надежность поставок и оптимизировать структуру затрат на логистику», - отмечала компания в годовом отчете.
Новый сбор с грузового транспорта не повлияет на стоимость поставок одежного ритейлера Finn Flare по Москве, Московской области и Золотому кольцу - «здесь мы справляемся своими силами», говорит директор по логистике ритейлера Денис Кечко. А вот издержки на транспортировку контейнеров из порта Санкт-Петербурга вырастут на 6-8%.
В конечном счете ритейлеры традиционно переложат рост своих расходов на потребителей, хотя в IV квартале 2014 г. и I квартале 2015 г. вероятны краткосрочные колебания показателей рентабельности, говорится в материалах JPMorgan. Новый сбор повлияет на всю отрасль: он затронет и ритейлеров, у которых нет своего автопарка, - из-за роста расходов на услуги перевозчиков-посредников.