Рост с грехом пополам

Еврозона выбралась из длительной рецессии, но поводов для излишнего оптимизма нет: предстоят еще долгие реформы
Восстановлению экономики еврозоны мешают структурные проблемы, включая невысокую производительность труда и ухудшающуюся  демографию.
Восстановлению экономики еврозоны мешают структурные проблемы, включая невысокую производительность труда и ухудшающуюся демографию. / Simon Dawson / Bloomberg

Почему же никто не празднует? С технической точки зрения еврозона во II квартале вышла из полуторагодовой рецессии и находится на пути к росту. Однако и сторонники, и критики проводившейся в последние годы политики почему-то хранят молчание по этому поводу.

Ответ можно найти в словах президента Европейского центробанка Марио Драги. «Восстановление, которое я вижу, - слабое, неустойчивое, хрупкое и идет с очень низких уровней», - сказал он в сентябре.

Безработица близка к рекордным значениям, причем хуже всего дела обстоят с занятостью среди молодежи, в периферийных южных странах и Ирландии. Так, в Испании безработица составляет 26%, а среди людей в возрасте до 25 лет - 56%.

Да и рост экономики иначе как анемичным не назовешь. По итогам этого года, прогнозирует МВФ, он все-таки сократится на 0,4%, а в следующем не превысит 1%. Размер ВВП все еще остается существенно меньше докризисного уровня.

Но настроения на финансовых рынках изменились, и это важно, потому что отдельные кризисные вспышки больше не перерастают в пожар, охватывающий все 17 стран региона. Политические проблемы в Италии, Португалии и Греции в последнее время не вызвали паники на рынках. Во многом это заслуга Драги, который осенью 2012 г. заявил, что «сделает все возможное», чтобы не допустить распада еврозоны, и пообещал скупать облигации любой страны, пострадавшей от спекуляций на тему о ее возможном выходе из блока.

Но достаточно ли усилий предпринято на фундаментальном уровне, чтобы нейтрализовать дисбалансы и помочь еврозоне в будущем функционировать как единая валютная зона? Чиновники в Брюсселе указывают на нарождающийся банковский союз, установление целей по сокращению бюджетных дефицитов и структурные реформы, которые стали проводить входящие в блок страны, как на явные признаки прогресса. Режим жесткой бюджетной экономии отбросил регион назад, возражают критики, усилив спад как раз тогда, когда наращивание госрасходов могло бы помочь снова запустить экономический двигатель в частном секторе.

Экономическая ситуация в еврозоне по-прежнему неоднозначна. Процентные ставки слишком высоки для пострадавших от кризиса стран, таких как Испания и Италия, и замедляют их восстановление - и слишком низки для Германии и Австрии и создают риск надувания пузырей на рынках их активов.

Каковы же перспективы Европы, медленно выходящей из рецессии и сталкивающейся с замедлением в развивающихся странах и неопре Северные страны-кредиторы не смогли компенсировать негативный эффект от мер бюджетной экономии, навязанной южным странам бюджетным стимулом и прощением долгов. «Как ни удивительно, Европейская комиссия [вместо того, чтобы защищать страны-должники] приняла на себя роль агента стран-кредиторов и использовала политику бюджетной экономии в качестве инструмента, гарантирующего интересы последних», - сожалеет бельгийский экономист и профессор Лондонской школы экономики Поль де Гров.

Необходимо быстрее создавать банковский союз, включая солидарную ответственность для банков (Еврокомиссия в 2012 г. предлагала ввести общеевропейскую систему страхования вкладов, но северные страны выступили против), чтобы разорвать взаимосвязь между слабыми банками и слабыми государствами, считает Джордж Магнус, бывший главный экономист UBS. Европа может с грехом пополам выбраться из рецессии, но сочетание долгового кризиса, проблем в сфере производительности труда и стареющего населения создало «самые серьезные с 1930-х гг. угрозы для европейской экономики и легитимности ее институтов», считает он.

Поскольку входящие в еврозону страны не могут поодиночке решить свои проблемы с помощью девальвации или инфляционирования долга, им волей-неволей пришлось пойти на тяжелые реформы, что в конце концов сделает их сильнее, оптимистичен Холгер Шмидинг, главный экономист банка Berenberg.

Общую ситуацию в еврозоне можно толковать по-разному, но непосредственная задача, стоящая перед европейскими властями, заключается в том, чтобы перезапустить мотор экономики. В значительной степени это связано с вопросом о размораживании кредитования - банки по-прежнему неохотно вкладывают деньги в экономику. Но в этом вопросе Драги достаточно оптимистичен. «Мы очень надеемся, что кредитование восстановится к следующему октябрю, - недавно заявил он. - Если этого не произойдет, мы окажемся в очень плохом положении».