Россия прячет бюджет

Доля засекреченных расходов в проекте федерального бюджета на три года выросла в 1,8 раза и достигнет в 2016 г. четверти
Не обязательно носить форму, чтобы спрятать бюджетные расходы за грифом секретности.
Не обязательно носить форму, чтобы спрятать бюджетные расходы за грифом секретности. / Александр Астафьев / РИА Новости

В проекте трехлетнего бюджета к 2016 г. почти четверть всех расходов - 24,8% - становится секретной, посчитал эксперт Института Гайдара Василий Зацепин. Это 4,06 трлн руб. - или почти 5% ВВП.

Закрытая часть бюджета в 2005-2012 гг. составляла в среднем 11,2%. Средние темпы роста финансирования закрытых статей и всех расходов бюджета в целом в то время были почти одинаковыми - 23,1 и 23,7% соответственно; правда, динамика была довольно неравномерной (см. график). В ближайшие три года при среднем росте госрасходов на 7% в год их закрытая часть - согласно проекту бюджета - вырастет на 28,6%. В 2013 г. секретным был каждый седьмой рубль федеральной казны, в 2014 г. будет каждый шестой, а в 2016 г. - каждый четвертый. За пять лет, с 2012 г., доля закрытых расходов увеличивается более чем вдвое.

Только ростом гособоронзаказа это не объяснишь, полагает Зацепин. Секретятся, например, такие направления, как жилищное хозяйство: в 2014 г. 22,7% расходов закрытые, хотя траты по этой статье сокращаются на треть (8,5% секретных расходов было в 2012 г., 21,3% - в 2013 г.); санаторно-оздоровительная помощь (10,8, 12,2, 13,8% закрытых расходов в 2012, 2013, 2014 гг.).

Доля секретных расходов по разделу «Национальная экономика» выросла с 0,4% в 2007 г. до 5,2% в 2014 г., в том числе по прикладным научным исследованиям в области экономики - с 5,2 до 23% (исследования в области национальной безопасности и обороны сюда не входят).

Каждый 18-й рубль, потраченный государством в 2014 г. на периодическую печать и издательства, будет секретным, в 2011 г. это был каждый 29-й рубль. Правда, в 2005 г. секретными были 13,5% расходов на печать, но к 2007 г. их доля сократилась впятеро, после чего снова начала расти.

Укрупнение структуры целевых статей расходов - их сократили почти в 4 раза - упростило жизнь составителям бюджета, но усложнило контроль за ним, заключает Зацепин.

Расходы на силовой блок в бюджете 2014-2016 гг. растут намного быстрее, чем на другие статьи, а на два раздела из четырнадцати - оборона и безопасность - тратится примерно 30% всего бюджета, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, логично предположить, что доля секретных расходов увеличивается. Помимо гособоронзаказа есть еще госпрограмма развития оборонно-промышленного комплекса: стоимость обеих - 24 трлн руб. до 2020 г. За три следующих года расходы на оборону возрастают на 60%, на безопасность - на 2,2%. Часть оборонных расходов перенесена с 2014 г. на 2016 г. и резкий рост доли секретных расходов в 2016 г. может объясняться еще и этим, полагает Климанов.

Доля двух «силовых» статей бюджета растет с 30% расходов в 2013 г. до 33% в 2016 г., в том числе обороны - с 15,7 до 20,7%.

Рост секретности - исключительно структурный фактор, объясняет высокопоставленный чиновник Минфина: в расходах на оборону доля секретных - самая высокая, а они быстро растут. Вся госпрограмма вооружений - секретная, а расходы по ней высокие и в других разделах: в обеспечении обороны страны задействованы 49 ведомств. В закрытых расходах на ЖКХ могут быть траты на строительство жилья для силовиков: оно не секретное, но ведомства могут объявлять закрытыми любые расходы - формально это в их компетенции, объясняет чиновник.

В закрытой части «гражданских» статей могут оказаться и не секретные расходы, а нераспределенные ассигнования - чтобы потом их не сократили, предполагает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

В прошлом году Россия вошла в десятку мирового рейтинга «Открытый бюджет» (Open Budget Index), получив 75 баллов из 100 возможных и опередив по открытости 170 стран. На оценку секретность влияет не критически, говорит соавтор российской части исследования Татьяна Виноградова из петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия»: это лишь один из 120 критериев. Но у лидеров рейтинга бюджетной открытости обычно закрыты 1-3% расходов, удивлена она. Авторы рейтинга могут увеличить вес этого критерия в итоговой оценке, не исключает Виноградова: рост засекреченности не должен остаться незамеченным. Низшую оценку по этому показателю получают страны, где закрыто более 8% расходов.

Крупнейший в мире военный бюджет США засекречен, по данным Transparency International, более чем на 8% (доля обороны в общих расходах бюджета США - 17,5% в 2013 г., к 2016 г. снижается до 15%), засекречены также расходы национальной и военной разведки, составляющие порядка 1,5% всех расходов бюджета страны.