Руководитель любит сам себя
Хотите узнать о состоянии компании? Достаточно послушать, как говорит ее гендиректорОказывается, обладание властью изменяет не только способ мышления, но и стиль речи человека. Психологи придумали даже специальный термин, который назвали лингвистическим биомаркером.
Четыре года назад бывший британский министр иностранных дел Дэвид Оуэн, который по своей второй профессии является психиатром, попытался более четко сформулировать определение термина «самовосхваление». Он составил список из 14 биомаркеров, которые характеризуют самовлюбленного человека. Оуэн изучил стиль поведения и речи дюжины британских и американских политиков последнего столетия и пришел к выводу, что некоторые лидеры, например Маргарет Тэтчер и Тони Блэр, были весьма подвержены этому пороку. Другие же, к примеру Джон Мейджор, никогда самолюбованием не отличались.
Питер Гаррард, профессор неврологии из Лондона, продвинулся еще дальше. Он знал, что любое помешательство изменяет речь и поведение человека. «Смысл, эмоции и отношение намеренно передаются через речь, но психологические и когнитивные изменения проявляются на более тонком уровне. Причем говорящий об этом не знает», - объясняет Гаррард. Ученому было интересно разобраться в том, как власть меняет речь человека. Он собрал группу исследователей, которая проанализировала все речи, произнесенные тремя британскими премьер-министрами, Тэтчер, Блэром и Мейджором, во время прений в нижней палате британского парламента. Ученые просмотрели записи прений за период с 1979 по 2007 г. Лидеры выступали без заранее подготовленного текста, и изучение этих выступлений позволило ученым выявить несколько интересных тенденций.
Больше всех лингвистических биомаркеров, ассоциируемых с самовлюбленностью, удалось найти у Блэра. За ним следовала Тэтчер, а потом с большим отрывом шел Мейджор. Самолюбование усиливалось в речах Блэра и Тэтчер особенно после выигранных войн. Блэр, к примеру, начинал чаще использовать слова «я», «мне» и «уверен».
Сейчас группа ученых под руководством Гаррарда планирует проанализировать речи американских гендиректоров. Еще одно исследование было недавно проведено в Дублинском университетском колледже.
Профессор Найам Бреннан и его аспирант Джон Конрой проанализировали письма гендиректора одного европейского банка своим акционерам. Этот банк интересен тем, что во время подъема на рынке он быстро рос, а после кризиса понес большие потери. Анализ показал, что за восемь лет у власти гендиректор тоже пал жертвой собственной гордыни, что отразилось и на его речи. На словах он демонстрировал чрезмерный оптимизм и все чаще по-королевски выражался о себе «мы», а не «я».