Личный коуч: Лень или драма
Моя клиентка К., 38 лет, успешный медицинский директор одной из крупных фармкомпаний, обвиняла себя в том, что стала очень ленивой. Она помнила себя студенткой мединститута, затем аспиранткой и начинающим специалистом, успевавшим сделать за единицу времени невероятный объем работы. Порой было страшно браться за дело, не хватало знаний, опыта, иногда ужасал объем. К. не знала, откуда брались силы, но, если нужно было что-то сделать к определенному сроку, она собирала волю в кулак, брала и делала. Однако в последние несколько лет ей все труднее стало заставлять себя сесть за рабочий стол и взяться за очередной новый проект.
В рабочие дни захватывала текучка, постоянно находились какие то уважительные предлоги, чтобы отсрочить намеченное. В пятницу вечером набирала с собой кипы бумаг, планировала выспаться и со свежей головой поработать часов 5-6. Но вместо этого могла целый день проходить по дому, делая какие-то мелкие дела, либо просто проваляться на диване с пультом от телевизора.
Утром в понедельник настроение было отвратительным - и дела не сделала, и отдохнувшей себя не ощущала. К. понимала, что происходит что-то неладное. Пыталась с собой бороться. Позанималась с коучем тайм-менеджмента. Переключила часть работы на подчиненных. На какое-то время ей удалось победить невидимого внутреннего врага, но вскоре он с новой силой дал о себе знать.
Поведение моей клиентки вполне можно отнести к саморазрушительному. Ее жизнь всегда была жестко подчинена сценарию отличницы-перфекционистки. Со школьных лет она была настроена на достижение высоких планок. Физматшкола, музыкальная школа, серьезные занятия теннисом... Будучи ребенком, если уставала или чего-то боялась, слышала от родителей: «Не ленись! Не расслабляйся! Соберись, перестань себя жалеть! Научись побеждать». Родители собственным примером, требованиями и ожиданиями практически исключили из списка ценностей дочери расслабление, покой, отдых, бережное отношение к своим потребностям и возможностям.
На короткой дистанции они научили дочь побеждать любой ценой. Это помогло К. быстро достичь признания. Но в масштабе жизни они заложили бомбу замедленного действия.
Прокрастинация - научное название феномена откладывания важных дел, замещение их неважной активностью или безделием. Это поведение только на поверхности может выглядеть как нежелание трудиться, безответственное потакание слабостям и стремление к примитивным удовольствиям.
На самом деле внутри у такого человека разыгрывается драма. Одна часть его личности требует паузы, она отвергает происходящее. Вторая часть приказывает двигаться вперед, вверх, достигать - ведь останавливаться нельзя...
Не имея сил заткнуть внутреннего цензора и разрешить этот конфликт в свою пользу, человек, как ребенок, начинает убегать и прятаться от «неизбежного насилия». В основе прокрастинации - детский страх не справиться с ожиданиями, получить наказание, совершить ошибку, потерять чье-то расположение. Под этим страхом может прятаться еще более глубокое переживание - страх заявить о себе, выбрать то, для чего ты предназначен и что тебе нужно, и отклонить то, что тебе уже или вообще не подходит.
Если вы обнаруживаете в себе схожие переживания и думаете, как с этим быть, имейте в виду два «не»:
не надейтесь, что проблема рассосется сама по себе. Бездействие приведет только к усугублению состояния, оно неумолимо начнет вредить карьере, разрушать социальную жизнь;
не уповайте на быстрое решение. По наблюдениям из моей практики, успокаивающие препараты, тайм-менеджмент, бизнес-коучинг дают лишь временное эмоциональное облегчение. Они не помогают человеку решить проблему на уровне причины, а работают только с внешними, видимыми проявлениями. Обычно переживания возвращаются, усиливаясь на новом витке.
Для того чтобы начать управлять временем, нужна глубокая личностная работа:
учитесь осознавать свои чувства, мотивы, желания и потребности и управлять ими;
непрерывно увеличивайте степень внутренней свободы; не позволяйте другим людям навязывать вам свою волю;
выделите стратегические цели, которые выведут вас на новый уровень развития в карьере и жизни в целом;
разбейте путь к достижению этих целей на этапы и примите ответственность за их выполнение;
определите область своих знаний, навыков и компетенций;
определите зоны, которые пугают, учитесь признавать свои слабые места и брать поддержку у других людей;
планируйте время заранее и в расписании держите в приоритете выделенные стратегические цели;
смелее делегируйте обязанности;
учитесь относиться к отдыху, расслаблению как к ценности, законно планируйте для этого достаточно времени.