Бизнес на офисном стуле

Адам и Ежи Кржановски занялись бизнесом на заре капитализма в 1992 г. в Польше. К концу 2013 г., по прогнозам, их компания Nowy Styl может стать третьим по величине производителем офисной мебели в Европе
Братья Кржановски сколотили состояние на продаже стульев./ nowystylgroup.pl

Адаму Кржановски сейчас 47 лет, Ежи на четыре года моложе. Подобно миллионам своих соотечественников этого поколения, братья Кржановски хотели быть предпринимателями еще в конце 1980-х гг., но это входило в противоречие с официальной коммунистической идеологией, господствовавшей в стране

Стул

Братьям еще не было 20 лет, когда они начали летать в Стамбул, откуда каждый раз привозили по два чемодана с джинсами и кожаными куртками. Каждая поездка приносила $200 чистой прибыли. Это была неплохая сумма, если учесть, что родители молодых людей в их родном городе Кросно зарабатывали по $20 в месяц на стекольной фабрике. «Таможня нас ни разу не остановила, хотя было совершенно ясно, что мы везем какой-то товар. В то время самолеты были переполнены людьми, которые занимались тем же, что и мы», - рассказывает Адам. Он сидит в скромном офисе на окраине Кракова. Через улицу отсюда находится строительная площадка, где его компания планирует строить новую штаб-квартиру.

В 1990 г., всего через несколько месяцев после падения социализма в Польше, Адам получил американскую визу и отправился в Нью-Йорк искать работу. Его брат поехал в Израиль, где поначалу ночевал на пляже под открытым небом, а потом устроился на работу кошерным поваром.

Адам же так и не смог найти приличную работу в США и уже собирался домой, когда внезапно ему на глаза попалось объявление в эмигрантской польской газете. Небольшая компания по производству стульев в Бруклине искала работника за $5 в час.

Адам моментально взлетел вверх по карьерной лестнице. Он пришел в компанию простым рабочим на конвейер, откуда сходили готовые стулья. Его взяли вместо работника, арестованного по обвинению в убийстве. Через полтора года Адам уже лично управлял небольшим заводиком.

Адам быстро стал любимцем владельца компании Генри Штерна, бывшего заключенного Освенцима родом из украинских Карпат, который эмигрировал в США после войны.

Рассрочка по дружбе

В 1992 г. Адам решил вернуться домой и вместе с братом открыть в Польше такую же фабрику по производству мебели, какую создал Штерн в Нью-Йорке. Братья вложили в бизнес $20 000 личных сбережений, к которым Штерн добавил еще $30 000, выкупив 40% акций новой компании. Но гораздо важнее денег было то, что он поделился со своими протеже контактами итальянских фабрик, производивших разные части мебели и предоставлявших возможность платить в рассрочку. «Мы получили большое преимущество, потому что итальянцы знали Штерна и доверяли ему. Ни одной другой польской компании они бы не предоставили такие условия платежей. С нас бы потребовали сиюминутную оплату», - рассказывает Адам.

Первый цех братья открыли в арендованном помещении, где раньше хранились удобрения. Вместе со своими невестами и матерями они начали собирать и драпировать первые стулья. Готовую продукцию Кржановски складывали в большой багажник своего старого автомобиля «Полонез» и пускались в путь в поисках мебельных магазинов.

Уже через несколько месяцев братья Кржановски получили свои первые крупные заказы. Nowy Styl открыла офисы по всей стране, но по-прежнему продолжала собирать приобретенную на Западе мебель, не производя никакой собственной продукции. Импортеры между тем увеличили цены. В Польше мебель никто не выпускал, и тогда братья решили отказаться от импорта и делать офисную мебель самостоятельно.

Через год они заработали свой первый миллион долларов и инвестировали все полученные средства в развитие бизнеса. К середине 1990-х гг. Nowy Styl экспортировала мебель в Западную Европу и вышла на российский рынок. За компанией потянулись другие польские производители мебели, и сейчас производство мебели составляет 2% от ВВП страны. В стоимостном выражении Польша сегодня четвертый по величине экспортер мебели в мире после Китая, Германии и Италии.

Перенастроить бизнес

Nowy Styl быстро росла, но система управления бизнесом была плохо отрегулирована. Братья занимались всеми проблемами сами. Им даже приходилось решать, в какой грузовик загрузить какие товары.

С микроменеджментом было покончено в 2008 г., когда продажи упали на одну пятую, и компания начала увольнять сотрудников. «В этот момент нашему семейному стилю управления пришел конец. Кризис заставил нас пересмотреть все аспекты работы бизнеса», - говорит Адам.

Братья наняли трех профессиональных топ-менеджеров, включая одного с изрядным опытом в автомобильной промышленности. Тогда же в Nowy Styl был учрежден совет директоров, в который вошли пять человек. В компании была проведена тотальная компьютеризация. В компьютерной сети происходит постоянное обновление информации о ценообразовании, сроках производства продукции и поставках. «Я могу сидеть в кабинете и видеть, что происходит в любом подразделении компании», - говорит Адам, показывая рукой на свой компьютер. «Мы теперь уже не семейная компания. Мы - большая корпорация», - добавляет он.

В прошлом году доход Nowy Styl составил 1 млрд злотых ($317 млн), а в 2013 г. компания планирует выручить 1,2 млрд злотых ($382,9 млн).

В Китай не поедут

За последние годы Nowy Styl значительно расширила линейку продуктов. Помимо офисной мебели она теперь выпускает пластиковые стулья для стадионов. Компания полностью оснастила своими стульями польские спортивные комплексы. Кроме того, Nowy Styl вышла в более высокий сектор рынка, занявшись дизайном офисных помещений, которые она обставляет своей мебелью. Этим частично объясняется то, почему компания до сих пор держит производство в Польше, хотя стоимость рабочей силы в стране постоянно растет. «Поначалу производство обходилось нам по-настоящему дешево», - констатирует Адам. Но сейчас для компании чрезвычайно важно сохранять высокое качество и быстро менять дизайн, что было бы трудно сделать при выносе производства в Азию. «Мы не вынесем производство в Китай. Мы не сможем делать там то, что делаем здесь. Мы осуществляем все поставки вовремя, с трехмесячным разрывом между заказом и поставкой. Это невозможно сделать из Азии», - объясняет Адам.

Как и многие другие польские компании, Nowy Styl постоянно расширяет свое присутствие на международном рынке. Компания открыла большой завод на Украине и купила две немецкие компании по производству мебели, сохранив за собой их заводы в Германии, чтобы выпускать продукцию с этикеткой «Сделано в Германии». Однако все административные службы компании находятся в Польше, и именно поляки определяют политику компании и отвечают за повышение эффективности ее работы. «Для немцев до сих пор тяжело бывает принять тот факт, что ими руководит польская компания», - смеется Адам. Но есть кое-что, в чем он уверен на все сто процентов: он начал бизнес в правильный момент и удача никогда с тех пор его не покидала. «Молодым людям приходится сегодня намного тяжелее», - говорит он. «Польский рынок уже заполнен. Преуспевают только те, кто рождает поистине фантастические идеи или выходит на рынок с по-настоящему инновационным продуктом», - добавляет он.

«Польша сегодня отнюдь не дешевое место для организации производства. Раньше мы могли поставить пять человек на конвейер и не тратить $100 000 на покупку современного станка, для обслуживания которого можно нанять одного человека. Это не окупалось. А теперь окупается», - заключает Адам.