«Рано или поздно девелоперы окажутся нашими клиентами», - Владимир Хайкин, руководитель ГУП МНИИТЭП
Государственный проектный институт сейчас стремится заработать, патентуя разработки по новым типовым сериямГУП МНИИТЭП - одна из немногих структур в Москве и даже в России, занимающихся проектированием жилья массового спроса. В первую очередь панельного. Из ее недр вышла знаменитая серия П-44Т, прочно утвердившаяся во многих районах столицы. Сейчас перед институтом, как и перед коммерческими архитекторами, стоит задача получать прибыль, предлагая рынку по возможности более качественный, но недорогой продукт. 15% портфеля МНИИТЭП состоит из работы в стол - патентуемых серийных элементов, на продаже которых в будущем предприятие намерено заработать.
ГУП МНИИТЭП
проектный институт. Государственное унитарное предприятие «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (ГУП МНИИТЭП) - всероссийский НИИ, занимающийся разработкой новых типовых проектов жилых и общественных зданий, модернизацией типового жилья и вопросами перепланировок, а также разработкой норм и правил строительства и проектирования. Состояние зданий и сооружений оценивается по критериям, разрабатываемым институтом совместно с другими организациями.
- Год назад вы рассказывали о разработке новых серий для застройщиков. Но последние, например «Мортон», занялись этим сами.
- «Мортон» строит свой ДСК, а новую серию, насколько мы знаем, они закажут через конкурс.
- А на кого ориентируются девелоперы: на западные или российские архбюро?
- Сегодня все ведущие застройщики пытаются привлечь иностранных архитекторов для разработки своих, подчеркиваю, своих типовых серий. Это, наверное, тренд, дань времени. Одновременно они приходят к нам и говорят: давайте заключим трехстороннее соглашение, иностранцы нам разработают проект и дадут ему свой бренд, а вы его привяжете к площадке, исходя из существующих условий. Эта же проблема стоит и на уровне градостроительства. Организации пытаются нанять крутейших зарубежных архитекторов, чтобы они им нарисовали проекты планировок. Просто раньше предыдущее руководство Москомархитектуры иностранцев в город не пускало. Сегодняшнее - напротив. И девелоперам это вроде нравится, тем более что иностранцы работают зачастую дешевле наших. Иногда в несколько раз.
- С чем это связано?
- С кризисом на Западе и готовностью их специалистов работать за маленькие деньги.
- А сколько у нас стоит разработка новой серии?
- От 45 млн до 90 млн руб. со всеми возможными вариантами компоновки секций, но исключая технологические затраты - на сборку, изготовление и т. д.
Сейчас мы разрабатываем новые серии для девелоперских групп. Вообще, в разработке у нас несколько серий. В конце прошлого года мне принесли целую пачку патентов - мы патентуем новые узлы, детали и т. д. К концу этого года, я думаю, количество проектов вырастет.
- И в чем ваше конкурентное преимущество?
- Конкурентных преимуществ на самом деле у нас нет. Скорее конкурентные недостатки. Нас много, большой коллектив и одна из самых высоких белых зарплат. У нас большие накладные расходы и социальные программы.
Нам вообще очень не здорово ходить на конкурсы. Но мы туда ходим и выигрываем. И выигрываем достаточно много. Например, наша седьмая мастерская, проектирующая школы и детские сады, сейчас перегружена сверх меры.
- Детсады и социальная инфраструктура - горячая тема.
- Согласен.
Но мы свои конкурентные недостатки активно учимся преодолевать. У нас контрактов достаточно много. И работаем мы не только в Москве - по всей России. Значит, все-таки мы привлекательны. Мои коллеги, директора других проектных институтов, жалуются, говоря: дайте нам конкурсы не по цене и условиям, а творческие - и мы будем выигрывать, потому что мы творцы. А мы говорим: нас условия конкурсов устраивают. Пусть это непросто, но мы будем в них участвовать.
- Сколько институт заработает в этом году?
- Прилично заработает. Можно я не буду говорить? Это некая коммерческая тайна.
- Какая может быть коммерческая тайна у государственной организации?
- В 2012 г. мы неплохо заработали как на городских, так и на коммерческих контрактах. В этом году, думаю, прошлогодний показатель будет превышен. И это не только бюджетные заказы. У нас есть коммерческие клиенты. Среди них самые крупные по объемам - «Мортон», ДСК-1, ДСК-3.
Я бы не хотел сейчас разбирать девелоперов. Но я скажу так: панель всегда будет лучше там, где надо много и быстро построить. Регион подвергся стихийному бедствию, например наводнению, и людей надо быстро обеспечить жильем. Панели много строится на Дальнем Востоке, в Сибири, других регионах.
- Какие стихийные бедствия в Подмосковье, которое активно застраивается панелью?
- Там большой ветхий фонд. И задача - срочно его реконструировать, переселить людей.
Пока что мы пошли по пути «овеселения» (от слова «веселый») фасадов старых серий. Проще говоря, их покраски. В области это уже снова разрешено, а в Москве еще нет. Следующий шаг - разработка новых серий.