Barcelona догоняет Real

Один из самых популярных клубов мира, FC Barcelona, собирается за этот сезон заработать более 500 млн евро. Пока этот рубеж покорился только заклятым врагам каталонцев, Real Madrid
E.Felix
E.Felix / AP

Планируемая выручка испанского футбольного клуба FC Barcelona на сезон 2013/14 - 509 млн евро, сообщил вчера секретарь правления FC Barcelona Тони Фрейша. Впервые в истории каталонского клуба его доход может превысить 500 млн евро (см. график).

Операционный доход FC Barcelona в минувшем сезоне составил 491 млн евро - на 21 млн евро больше, чем планировалось, сообщил Фрейша. Дополнительные доходы клуб получил от новых спонсорских контрактов, а также от трансфера полузащитника Тиаго Алькантары в мюнхенский Bayern.

Профицит бюджета FC Barcelona в новом сезоне, по прогнозам руководства, составит 36 млн евро после уплаты налогов. Каковы прогнозы по прибыли, Фрейша не уточнил.

Что же обеспечивает каталонскому клубу выручку, близкую к рекордной? Помимо дохода от продажи билетов, абонементов, еды и напитков в дни матчей (116,3 млн евро в сезоне 2011/12, данных за 2012/13 еще нет) FC Barcelona получает доход от продажи телевизионных прав на трансляции его игр (180 млн евро в сезоне 2011/12), отмечает Deloitte. Главные коммерческие партнеры клуба - Qatar Airways и Nike, премиум-партнеры - Estrella Damm, La Caixa и Audi, кроме того, у FC Barcelona еще восемь официальных и девять региональных партнеров. Все они принесли клубу 187 млн евро в сезоне 2011/12.

FC Barcelona - один самых дорогих спортивных брендов в мире. Brand Finance в этом году оценила его в $572 млн (4-е место). Стоимость бренда Real Madrid - $621 млн (3-е место). Мадридский клуб - главный соперник каталонцев не только в национальном чемпионате и рэнкинге самых дорогих футбольных брендов. Он стабильно опережает FC Barcelona по размеру выручки (см. график). В минувшем сезоне доход Real Madrid составил 521 млн евро, и это единственный спортивный клуб в мире, который преодолел планку в 500 млн евро, причем два года подряд.

Клубы российской премьер-лиги, даже вместе взятые, сейчас и в обозримом будущем (два-три года) не могут рассчитывать на выручку в 500 млн евро, рассуждает гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша.

Ни одно из основных направлений футбольного бизнеса - продажа телеправ, билетов на матчи, атрибутики - не развивается у нас европейскими темпами, даже несмотря на эффект низкой базы, говорит он: «Разве что спонсорство не так далеко от европейского уровня, если смотреть на абсолютные цифры, но и они лукавят - все крупнейшие спонсорские контракты нерыночные и являются формой дотаций клубам».