Поплавали, узнали

В Киеве раздал призы плавучий анимационный фестиваль «Крок». Главное впечатление от программы - авторская анимация молодеет
«Моя мама - самолет» получила приз «за высший пилотаж»/ КРОК

Самый уважаемый на постсоветском пространстве смотр анимации прошел в 20-й раз, а все четные «Кроки» уже лет десять как отдаются фильмам, сделанным мастерами (в отличие от нечетных - студенческих). Но несмотря на множество работ анимационных звезд в конкурсе (Барри Первз, Крис Ландрет, Пол Дриссен, Билл Плимптон и др.), теперь даже «взрослый» «Крок» по настроению и на корабле, где идет фестиваль, и на экране кажется молодежным: возраст авторской анимации стремительно снижается.

Авторы после окончания института не хотят раствориться в больших коммерческих студиях, а сбиваются в бодрые независимые команды, живущие на гранты и доходы от рекламы, и снимают кино абсурдное, экспериментальное, технически изощренное, дурацкое и стремительное - любое. Но если команды нет, кино сегодня можно снимать и совершенно самостоятельно - таких фильмов, сделанных молодыми в свободное от нетворческой обязаловки больших студий время, на «Кроке» тоже хватало.

Хотя среди призеров фестиваля больше всего оказалось режиссеров среднего поколения и почти не было мировых звезд (разве что спецприз жюри получил уморительный «Трамвай» Михаэлы Павлатовой, в котором рабочий день вагоновожатой превращался в сплошную эротическую мечту).

В целом программа 20-го «Крока» выглядела весьма удачной, но ровной - без провалов, но и без очевидных фаворитов (возможно, сказалось то, что в режиме биеннале многие хиты оказываются не новостью для жюри и участников фестиваля). Так что мало какой премиальный расклад можно было бы считать скандальным. Несколько удивил Гран-при, отданный фильму «Дикий» (его снял американский режиссер португальского происхождения Даниель Суса) - вполне предсказуемая история о «маугли», не сумевшем ужиться с людьми. Но, видимо, для жюри, ценящего высокий профессионализм, изящная черно-белая живопись и тонкая режиссерская нюансировка перевесила тривиальность сюжета.

В остальном вопросов нет, хоть и бросается в глаза, что режиссеров из России среди награжденных как-то особенно много. Даже когда фильмы иностранные, как лучшая детская картина - сказка «Морозко», снятая во Франции Юрием Черенковым, или притча «Как мыши кота хоронили», сделанная в Китае Дмитрием Геллером и получившая приз в категории «Фильмы до 5 минут».

В категории от 5 до 10 минут награда досталась швейцарцу Дастину Рису за фильм «Граница» - обаятельный, полный черного юмора сюжет о неудачливом пограничнике, которому никак не удается покончить с собой. Среди больших фильмов, от 10 до 50 минут, победила картина «Мать и сын» - ироническая пастораль, легкая черно-белая графика Андрея Ушакова о том, как сын забирает старушку мать из деревни, русский привет давнему шедевру Михаэля Дюдока де Вита «Отец и дочь». А особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» «за высший пилотаж» ушел звонкой картине «Моя мама - самолет» Юлии Ароновой - лучшему российскому детскому фильму последнего времени, да и просто чудесному кино, радостному без соплей, что, как известно, большая редкость.

Киев