Осудить Сечина

Не добившись от «Роснефти» денег, миноритарный акционер ТНК-BP требует сатисфакции от президента госкомпании Игоря Сечина. Он пожаловался на Сечина в РСПП, обвинив его в нарушении деловой этики, и добивается его осуждения
Игорь Сечин
Игорь Сечин / Bloomberg

Претензии к Сечину, который является членом РСПП, акционер «ТНК-BP холдинга» («Роснефть» владеет 95%) Геннадий Осоргин направил в объединенную комиссию по корпоративной этике при РСПП в июне, следует из текста обращения (копия есть у «Ведомостей»). Ее должны рассмотреть только теперь, после того как группа миноритариев собрала деньги и оплатила сборы РСПП - 76 000 руб., пояснил «Ведомостям» Осоргин. Копия платежного поручения, которое в понедельник было направлено в Центр развития корпоративных отношений и разрешения экономических споров при РСПП, есть у «Ведомостей».

На рассмотрение претензии у комиссии есть неделя, утверждает Осоргин. Это подтвердил «Ведомостям» председатель объединенной комиссии по корпоративной этике при РСПП Давид Якобашвили, который, впрочем, пока не видел обращения Осоргина. Если обращение действительно направлено (на копии претензии есть печать о том, что она принята в палате. - «Ведомости») и оплачен сбор, то на следующей неделе Якобашвили, по его словам, «распишет» ее и направит уведомление участникам спора - Осоргину и Сечину.

Представители «Роснефти» и Сечина отказались от комментариев - претензия пока не поступала.

Осоргин обвиняет Сечина в нарушении Хартии корпоративной и деловой этики, следует из его обращения. Его цель - добиться осуждения президента «Роснефти».

Госкомпания в марте приобрела 100% ТНК-BP Limited, владеющей 95% «ТНК-BP холдинга», но не стала выкупать долю миноритарных акционеров холдинга. В июне собрание акционеров «ТНК-BP холдинга», уже подконтрольного «Роснефти», решило не выплачивать дивиденды по итогам прошлого года. Отказ выкупать доли миноритариев и платить им дивиденды, а также высказывания Сечина, предшествовавшие этим решениям (еще в октябре 2012 г., когда только стало известно о переговорах госкомпании с основными совладельцами TNK BP Limited, он заявил о намерении не распределять прибыль холдинга, произнеся знаменитое «это все наши деньги»), по мнению Осоргина, и являются нарушениями корпоративной и деловой этики.

Все действия Сечина начиная с октября 2012 г. «разрушают акционерную стоимость холдинга», пишет заявитель. По его подсчетам, за восемь месяцев (до июня, когда была направлена претензия в РСПП) стоимость его пакета в ТНК-BP (размер пакета он не раскрывает) в РТС упала на 55%, а индекс ММВБ - лишь на 9%. Сотрудники «Роснефти» признавали, что конфликт с миноритариями ТНК-BP негативно отражается на капитализации госкомпании. «Ситуация, когда руководитель материнской компании («Роснефть») планомерно и настойчиво обесценивает акционерную стоимость своего дочернего предприятия [«ТНК-BP холдинга»], абсурдна и алогична, что заставляет предполагать личную заинтересованность в этом г-на Сечина И. И.», - возмущается Осоргин.

Если комиссия при РСПП осудит Сечина, «это уже дорого стоит», считает Осоргин: «Везде - в прессе и между собой - люди говорят, что «Роснефть» неправильно поступила [отказавшись выкупать акции миноритариев и платить им дивиденды], а на официальном уровне везде звучат слова, что все хорошо».

Сечин, как и любой член РСПП, может отказаться от рассмотрения жалобы, говорит Якобашвили. Но таких случаев на его памяти не было, оговаривается он: «Это примерно как отказ от освидетельствования в ГИБДД».