Каменщик снова владелец «Домодедово»
Бенефициар аэропорта «Домодедово» - Дмитрий Каменщик, объявила вчера компания. Чиновники ждут этому официального подтвержденияКонечным собственником «Домодедово» «является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик», сообщил вчера аэропорт. «Руководство страны намерено инвестировать значительные средства в развитие Московского авиационного узла, при этом представляется важным соблюдение следующих системных критериев: все участники проектов по развитию наземной инфраструктуры находятся в российской юрисдикции, и их конечные собственники известны, - говорится в пресс-релизе. - Мы согласны со справедливостью таких условий».
Накануне Минэкономразвития опубликовало законопроект о бенефициарах стратегических объектов транспортной инфраструктуры, в том числе и аэропортов. Он предусматривает, что владельцы более 1% акций таких компаний должны ежеквартально предоставлять государству информацию о себе.
После вступления поправок в силу у совладельцев будет три месяца на раскрытие информации. После этого у компаний-операторов будет еще месяц на передачу данных уполномоченному органу. За сокрытие сведений о себе предлагается ограничить владельца в праве голоса на собраниях акционеров. А ФСБ предлагается наделить правом проводить оперативно-розыскные мероприятия для выявления реальных собственников таких объектов.
Заявление в СМИ еще не свидетельство, нужны документы, говорит руководитель департамента связи и транспорта ФАС России Дмитрий Рутенберг. Законопроект Минэкономразвития был с его ведомством согласован. Но пока чиновник затруднился сказать, кто будет контролировать владельцев транспортной инфраструктуры: «Решение примет правительство».
Представитель аэропорта от дополнительных комментариев отказался.
«Домодедово» всегда скрывало имена своих хозяев. Лишь однажды Каменщик назвал себя единственным бенефициаром «Домодедово». Это случилось в 2011 г., когда компания объявила о намерении провести IPO в Лондоне. Но за день до начала роуд-шоу компания сообщила об отмене размещения. А спустя меньше чем пару месяцев Каменщик вновь назвал себя «наемным менеджером».
В 2005 г. группа «Ист лайн» (управляла аэропортом) назвала своими собственниками двух резидентов о. Мэн - Джейн Петерс (75%) и Шона Каирнса (25%). Правда, уже тогда все были уверены, что это номинальные владельцы, вспоминает бывший работник «Домодедово». И в самой компании, и на рынке все были уверены, что крупным пакетом в «Домодедово» владеет Каменщик. Впрочем, в 2005 г. стало известно, что долей в компании, возможно контрольной, владеет Валерий Коган. Источники «Ведомостей» говорили тогда, что он представляет некую «группу инвесторов», не называя, впрочем, других имен.
Каменщик создал «Ист лайн» в 1991 г. Компания занималась поставками ширпотреба из Китая. К 1996 г. группе удалось приватизировать «Домодедово». На тот момент он был вторым по величине аэропортом в России после «Шереметьево». Новый владелец развил бурную деятельность. «Домодедово» первым из московских аэропортов получило железнодорожное сообщение со столицей. Были реконструированы старый аэровокзал, гостиница и фабрика бортпитания, построены новые терминалы. В 2005 г. аэропорт обогнал по пассажиропотоку «Шереметьево» и с тех пор лидерства не упускал.
При этом Каменщику на протяжении многих лет приходилось защищать свой бизнес. На рубеже 1990-2000-х гг. в офисе компании неоднократно происходили обыски, сопровождавшиеся «маски-шоу». Затем Росимущество судилось (и успешно) за повышение арендной платы за пользование аэродромом. Наконец, ведомство в середине 2000-х гг. чуть было в суде не выиграло иск о признании недействительной приватизации аэропорта.
В 2011 г. владельцы «Домодедово» искали покупателей на свой бизнес. Переговоры велись, в частности, с «Альфа-групп», «Суммой», «Реновой» и совладельцем «Внуково» Виталием Ванцевым. Но продавцы запросили слишком высокую цену - порядка $5 млрд, сделка не состоялась, говорили тогда источники «Ведомостей».
Федеральный чиновник объясняет, что поводом для разработки законопроекта стала именно непрозрачная ситуация с собственниками «Домодедово». Особенно остро проблема встала после теракта в аэропорту в начале 2011 г. Тогда президент Дмитрий Медведев поручил найти реальных его собственников. Выполнить поручение не удалось. Счетная палата нашла лишь головную структуру холдинга - кипрскую Hacienda Investments Limited. Позже активы «Домодедово» были переведены на кипрскую Verulia.
Чиновников такая ситуация не устраивала. 6 марта 2013 г. на закрытом совещании у Медведева - уже премьер-министра - было принято решение, что владельцам стратегически важных объектов, зарегистрированных в зарубежных юрисдикциях, придется перерегистрировать их в России или раскрыть конечного бенефициара. «Речь не о запрете, мы хотим, чтобы если иностранцы и владели этими объектами, то через российские юрлица, а если наши - чтобы не закрывались», - подчеркивает один из разработчиков законопроекта. То же самое повторил 3 июля президент Владимир Путин. Он объяснил, что нужно четко понимать, «кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры и за что отвечать в конечном итоге». Чиновник, знакомый с поручением президента, уточняет, что механизм, как будет работать законопроект, правила раскрытия и проверки раскрываемой информации пока не ясны. Разработать их необходимо до конца осени, добавил он.