Пора отвиснуть
«Невесомость» - непростая выставка работ современных художников. Она не про космические ощущения, а про внутреннюю прострациюИдея выставки «Невесомость», сделанной Еленой Селиной, настолько интересна и ассоциативна, что воображение начинает подсказывать впечатляющие экспозиционные сюжеты с привлечением старого искусства (ангелы, зависшие между землей и небом), нелетающего «Летатлина» Владимира Татлина и кадров из великого фильма Стенли Кубрика «2001: космическая одиссея» про ужасы дезориентации в безвоздушном пространстве.
Но сил, средств и желания делать суперпроект в постаменте мухинского монумента «Рабочий и колхозница» ни у кого не было. Выставка собиралась не про невесомость вообще, со всеми возможными метафорами, а про кризис современного искусства здесь и сейчас. А он совпадает (или является результатом) с кризисами финансовыми, политическими, идеологическими.
Хотя никакое «здесь и сейчас» понять невозможно, если ограничиваться собственным опытом, не выходить за рамки личных переживаний и не воспринимать движение современного искусства как часть развития искусства вообще - с неизбежными остановками, отползаниями назад и медленным собиранием сил для новых прорывов.
Выставку составили по большей части из вещей известных, уже виденных, но хороших, с которыми приятно еще раз встретиться, в новом контексте и соседстве.
«Эшелон» группы «Синий суп» - видео с несущимися незнамо куда бесконечными вагонами. Urangst Ирины Кориной - шатающийся пол, на котором легче упасть, чем устоять. «Ненужные» Владимира Логутова - то же видео с зависающими в движении подростками. «Зрители» Юрия Альберта - фотографии людей из арт-сообщества, много лет назад ощупывавших его картину с надписью шрифтом Брайля. Глаза для восприятия концептуального искусства, получается, необязательны.
В общем, все в тему, все про зависание в пространстве, растерянность перед обстоятельствами, обманчивость видимого. Вот как в работе дуэта МишМаш - видишь красивую декоративную стенку, а она всего лишь старые дощечки да тряпки. Хотя можно и наоборот прочесть - мусор преобразуем, было бы желание.
«Невесомость или отсутствие баланса - сильнейший стресс, который испытывают люди, оказавшиеся в космосе. Перед полетом их тестируют, а реакции обычно распределяются по четырем группам, где в первой - депрессия и упадок, во второй - пассивное «зависание» и ожидание конца эксперимента, в третьей - стремление приспособиться, в четвертой - непредсказуемый тип поведения», - объясняет Селина. По ее наблюдениям, реакция большинства художников на кризис - как раз пассивное зависание.
До 15 октября