«Домодедово» раскроют силой

Владельцам крупнейшего в стране аэропорта «Домодедово» придется раскрыть себя, если они хотят голосовать на собраниях. Ограничить тайных владельцев в правах предлагает Минэкономразвития
Все загадки «Домодедово» вскоре могут быть открыты
Все загадки «Домодедово» вскоре могут быть открыты / А.Махонин / Ведомости

Владелец более 1% акций стратегического объекта транспортной инфраструктуры обязан ежеквартально предоставлять информацию о себе, следует из законопроекта, который подготовило Минэкономразвития. К числу таких объектов, например, отнесены аэропорты, железнодорожные вокзалы и станции, но более точный перечень установит правительство, отмечено в документе. Там же предлагается ввести такое понятие, как «бенефициарный владелец» (физическое лицо, которое осуществляет контроль над юридическим). Новый владелец после приобретения акций обязан в течение 30 дней уведомить об этом компанию, а те, кто уже владеет акциями, в течение месяца должны будут раскрыть информацию о себе. Сокрытие этих сведений может привести к тому, что владелец пакета будет ограничен в праве голоса на общем собрании акционеров. А ФСБ получит право проведения оперативно-розыскных мероприятий на выявление реальных собственников, следует из документа.

То, что владельцам стратегически важных объектов, зарегистрированных в зарубежных юрисдикциях, придется перерегистрировать их в России или раскрыть конечного бенефициара, было решено еще 6 марта на закрытом совещании у премьера Дмитрия Медведева. «Речь не о запрете, мы хотим, чтобы если иностранцы и владели этими объектами, то через российские юрлица, а если наши - чтобы не закрывались», - подчеркивает один из разработчиков документа.

Поводом для такой меры стала ситуация вокруг аэропорта «Домодедово», рассказал один из создателей законопроекта. «[После теракта в «Домодедово» в начале 2011 г. президент] Медведев давал поручение выявить, кто реальный собственник аэропорта, и эта работа не была доведена до конца. Не хватило законодательства», - сетует собеседник «Ведомостей». Заместитель генпрокурора Александр Буксман говорил тогда, что так и не удалось найти «ту самую последнюю матрешку», которая помогла бы указать на собственника аэропорта. По российскому законодательству общество обязано раскрывать сделки с «перемещением» более 5% акций, но не бенефициара юридического лица - акционера, напоминает руководитель корпоративной группы практики Goltsblat BLP Антон Панченков.

Владельцем всех активов аэропорта «Домодедово» долгое время была DME Ltd, зарегистрированная на о. Мэн. Своих акционеров она так и не раскрыла. Вскоре после теракта DME Ltd. объявила об IPO и назвала своим единственным владельцем председателя совета директоров Дмитрия Каменщика. Но затем размещение было отменено, а Каменщик заявил, что он наемный менеджер. «Невозможно представить, чтобы аэропорт Нью-Йорка принадлежал группе лиц, а о них не знал мэр Нью-Йорка, не говоря уже о ФБР», - негодовал тогда высокопоставленный федеральный чиновник. В этом году активы «Домодедово» были переведены на кипрскую Veruli, но и ее бенефициары по-прежнему неизвестны.

Представитель аэропорта «Домодедово» сообщил вчера лишь, что «аэропорт соблюдал и далее будет соблюдать все требования российского законодательства».

Иницициатива Минэкономразвития лежит скорее в области политики, нежели права, но соответствует последним мерам по так называемой «деофшоризации» экономики, отмечает Панченков.