«Зачем Генпрокуратуре такие унитазы?»
Запретить госслужащим и топ-менеджерам госкомпаний покупать автомобили дороже 1,5 млн руб. законом нельзя, решила рабочая группа при правительстве. Но можно - подзаконным актомС ветерком. В феврале 2013 г.
администрация Ногинского муниципального района разместила заказ на закупку четырех Lexus за 20 млн руб. В марте Генпрокуратура разместила заказ на автомобиль до 6 млн руб.
Несколько недель назад в Генпрокуратуре обсуждалось взаимодействие прокуроров с институтом уполномоченных по правам предпринимателей. Руководителю НП «Бизнес солидарность» Яне Яковлевой запомнилось не совещание, а туалеты в здании Генпрокуратуры - японские, с пультом управления, подогревом и инструкцией из 16 пунктов.
Вчера Яковлева вспомнила об этом на другом совещании - в правительстве, где обсуждалось ограничение расходов госслужащих на закупку служебного транспорта. Рабочая группа из чиновников, парламентариев и экспертов решала, нужно ли поддерживать инициативу политика Алексея Навального. Он предложил ограничить суммой в 1,5 млн руб. цену автомобилей, закупаемых госорганами и госкомпаниями. Исключения из правила возможны только по решению правительства, например при закупке автомобиля для представительских нужд. Для этого, по мнению Навального, нужно внести поправки в законы о госзакупках, федеральной контрактной системе (ФКС) и закупках госкомпаний.
Инициатива Навального собрала 100 000 голосов на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ). Это проект президента Владимира Путина. В предвыборной программе он обещал, что Госдума будет обсуждать инициативы, собравшие в интернете 100 000 голосов. Позже, уже в ранге президента, подписывая указ о РОИ, Путин уточнил, что сначала инициативу должна рассмотреть экспертная группа правительства, затем правительство и только потом - Госдума.
Закон о госзакупках не будет действовать с января, а в приходящем на смену законе о ФКС есть способы экономии бюджетных средств, раскритиковал инициативу директор департамента ФКС Минэкономразвития Кирилл Степанов. Правительство будет обязано установить нормативы закупок, в том числе стоимость автомобилей. Закон о закупках госкомпаний устанавливает требования к публичности этих закупок, но не к приобретаемым товарам и услугам, объяснил Степанов: «Мы видим диссонанс между целями закона и попытками установить [в нем] требования к какому-либо товару».
Минпромторговли тоже против законодательного ограничения стоимости закупаемых авто как для чиновников, так и для госменеджеров, заявил первый замминистра Глеб Никитин. Госзакупки - один из немногих разрешенных ВТО способов поддержки автопроизводителей.
В Госдуме есть альтернативный законопроект, подготовленный Общероссийским народным фронтом (ОНФ), напомнил депутат Ярослав Нилов. В ОНФ хотят запретить чиновникам использовать для служебных целей машины дороже 3 млн руб. Нилов предложил, чтобы инициативу Навального сразу обсудила Госдума и решила, какой из законопроектов лучше. Но ограничения точно нужны, уверен он.
Передать в Госдуму - значит похоронить идею, возразила Яковлева. У общества есть запрос на ограничение расходов на содержание чиновников и речь не только об автомобилях, уверена она: «Зачем Генпрокуратуре такие унитазы?» Представителя Генпрокуратуры на совещании не было, а в пресс-службе от комментариев отказались. По информации сотрудника Генпрокуратуры, японские унитазы есть только в женских туалетах, а в мужских стоят «обычные».
Предложение Навального может увеличить расходы бюджета, предупредил министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов. 80% закупаемых государством автомобилей приобретается для чиновников среднего уровня и не дороже 700 000-800 000 руб. Если установить планку в 1,5 млн руб., авто начнут покупать по максимальной цене, считает министр.
Эта инициатива - популизм, но она отражает общественное настроение, взял слово ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: «А государство должно уважать население». Кузьминов предложил в 2 раза сократить расходы на транспортное обеспечение госслужащих и монетизировать эти затраты: пусть чиновники получают деньги и сами решают, искать машину с водителем, нанимать только водителя, а машину использовать свою, или ездить на такси. По расчетам Кузьминова, это позволит сэкономить деньги бюджета и увеличить довольствие госслужащих примерно в 2 раза. Бесплатный транспорт нужно сохранить только для высокопоставленных госслужащих, но и они должны публиковать расходы на содержание автомобиля. «Когда в год на содержание автомобиля министра тратится 15 млн руб., это ненормально», - заявил Кузьминов.
Стоимость закупаемых автомобилей должна регулироваться актами правительства и ведомств, а не законом, подвел итог совещания Абызов: «Это не предмет регулирования закона». Но ограничить стоимость закупаемых автомобилей для чиновников нужно, заявил он позже «Ведомостям». По его словам, рабочая группа в ближайшее время направит доклад в правительство. В нем будет предложено подзаконными актами ограничить стоимость закупаемых автомобилей в зависимости от уровня чиновников. Один из вариантов: для среднего уровня - не дороже 750 000-800 000 руб., для высокопоставленных - не дороже 1-1,1 млн руб., сказал Абызов. Также эксперты рекомендуют рассмотреть возможность монетизации транспортных расходов. Окончательное решение за правительством, уточнил он.