Цитата недели
«Сложно что-либо придумать, чтобы эти выборы были еще более честными». Сергей Собянин, врио мэра МосквыМы прошли с вами экзамен на чистоту и честность выборов, чтобы не было подтасовок, убрали открепительные удостоверения, не стали голосовать предприятиями, обеспечили максимальный доступ наблюдателей на участки, создали общественный штаб по выборам. Сложно что-либо придумать, чтобы эти выборы были еще более честными», - подвел вчера ночью итоги выборов Сергей Собянин.
С ним трудно не согласиться. Все, кто участвовал в организации выборов, - члены комиссий, наблюдатели, журналисты - сходятся: подсчет почти везде был честным. Приказ обеспечить честность пришел с самого верха, префектуры довели его до управ, управы - до председателей комиссий, а те сделали все, чтобы приказ выполнить. Неформальное соревнование между комиссиями в этот раз шло не за то, кто быстрее, а кто честнее - у кого не будет нарушений.
Приказано наблюдателям не мешать и с участка их не удалять. Сделано. На моем участке девушка-наблюдатель едва не довела секретаря до истерики тем, что хотела стоять у нее за спиной, когда та писала протокол. Смысла в этом не было никакого, потому что увеличенная форма протокола, не совсем своевременно, но аккуратно заполненная, при этом висела на видном месте, была освещена и снималась на камеру. Но девушка об этом не знала, потому что оказалась на участке впервые, а никто из комиссии не догадался ей подсказать, потому что они, вероятно, впервые столкнулись с таким твердонавальным наблюдателем. Когда секретарь испортила протокол во второй раз, мне показалось, что девушку все-таки удалят (хотя бы для того, чтобы члены комиссии ее не съели). Но нет: покричали - и не удалили. Приказ есть приказ.
Честность в ряде случаев шла в ущерб законности. Открепительные почти не выдавали, лишив несколько десятков тысяч людей возможности проголосовать. В списки избирателей вносили только тех, кто прописан на территории участка, хотя должны были бы - всех москвичей. Но приказ, конечно, выше закона.
Промах вышел с надомным голосованием. Собес явно работал на то, чтобы охватить всех: многие и не знали, что их включили в списки. У меня есть предположение, что тут просто что-то не сработало: забыли довести новый ориентир «кто честнее». Или те не так поняли. Как знать: вот поднял бы Алексей Навальный скандал с социальными работниками, которые загоняют несчастных стариков на выборы, и тормознули бы их. Ведь отменил Собянин свою прямую линию по ТВЦ, когда Навальный обвинил его в использовании служебного положения. Но до собесов вовремя руки ни у кого не дошли, а они-то, судя по цифрам, исход выборов и решили (см. статью на стр. 1).
Просто анекдот: как ни собирай - вместо демократии автомат Калашникова получается.