Навальный не дотянул до Обамы
В предвыборной кампании Алексей Навальный подражал Бараку Обаме, но не преуспел, говорится в докладе прокремлевского экспертного фонда. Общественное мнение специально готовят к слабому результату Навального, считают в штабе кандидатаАлексей Навальный в предвыборной кампании адаптировал некоторые черты президентских кампаний Барака Обамы 2008 г. и 2012 г., констатируют в докладе «Предвыборные кампании в интернете: опыт США и Европы» эксперты Фонда открытой новой демократии. Этот близкий к Кремлю фонд образован в нынешнем году бывшей активисткой движения «Наши» Кристиной Потупчик для исследования общественной активности в интернете и поддержки социально значимых некоммерческих интернет-проектов. Первый открыто опубликованный доклад фонда Потупчик посвящен в основном политическим интернет-кампаниям на Западе, а разделы о российских реалиях посвящены продвижению образа Владимира Путина и агитации за Навального, похожей на агитацию за Обаму (см. врез).
Но у кампании много недостатков: Навальный использует только социальные сети и дружественные медиа; не занимается системным web-маркетингом, включающим онлайн-рекламу. Плохо поставлен сбор пользовательских данных, непрофессиональная команда. Кампания Навального до сих пор ориентирована на рост узнаваемости, а не на вовлечение избирателей. Это приведет к более низкому электоральному результату, чем сейчас кажется его социологам, предупреждают докладчики.
По словам вице-президента фонда Анны Федоровой, в закрытых рекомендациях, направляемых во властные структуры, авторы доклада пишут, как успешно адаптировать западный опыт, но непосредственных рекомендаций в связи с кампанией Навального не дают, поскольку его опыт вторичен.
Подобный анализ используется в работе управления внутренней политики по части развития политической системы и конкуренции, говорит чиновник Кремля. Он считает полезным, что анализируются примеры различных стран.
Доклад фонда Потупчик будет обнародован сегодня, вчера же несколько близких к власти социологов и политологов выступили с прогнозами исхода выборов, предупредив, что Навальный из-за ошибок кампании выступит хуже, чем рассчитывают его сторонники. Вместо того чтобы бороться за умеренный электорат, он занимался интернет-троллингом, который отталкивает неопределившихся избирателей, констатировал на пресс-конференции гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. А руководитель Института социальных исследований Владимир Бойков обнародовал в «Известиях» социологические выкладки, по которым Навальный рискует оказаться даже на третьем месте, пропустив вперед коммуниста Ивана Мельникова.
Такие доклады и заявления решают две задачи, полагает руководитель предвыборного штаба Навального Леонид Волков: демотивировать сторонников кандидата, якобы обреченного на провал, а также обосновать его относительно низкий результат, если понадобятся масштабные фальсификации. Решение, искажать ли итоги московского голосования, еще не принято, уверен Волков.
Он называет полной чушью версию, что штаб копировал технологии Обамы: кампания в интернете была совершенно оригинальной, утверждает он, а в офлайне использовались стандартные международные практики. Американские технологии, увы, неприменимы к выборам по-русски, сожалеет Волков.