От редакции: Классные руководители
Открытые уроки в школах с участием лидеров государства - традиция современной истории России. Начало нынешнего учебного года тем не менее выдалось особенным. Школьные классы в разных регионах посетили сразу четыре первых лица: Владимир Путин, Дмитрий Медведев, председатели обеих палат парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин. Не остались в стороне и церковные иерархи: лекцию, или, если хотите, проповедь, студентам прочитал патриарх Кирилл.
Открытые уроки о Конституции и отечественном праве проводили не руководители высших судов (это было бы логично), что наводит на мысли о роли судебной ветви власти. Но дело не только в этом. Школьные лекции лидеров государства, содержание которых вплоть до последней реплики и мельчайшего штриха на доске попадет на ленты информагентств и в эфир телеканалов, не просто уроки по отдельным дисциплинам. Это политическое послание первых лиц молодежи и родителям, отражение политических и правовых взглядов российской власти. Нынешний наплыв представителей истеблишмента в школы отражает беспокойство верхов за умонастроения молодежи, которая не считает власть сакральной и имеет собственную точку зрения на современность и прошлое.
Образованная и стремящаяся к успеху молодежь не так аполитична, как принято считать. Будущий выпускник подмосковной гимназии спросил Нарышкина о политзаключенных. «Если мы говорим о заключенных, это исключительно лица, которые осуждены за экономические или иные преступления», - защитился спикер. Такой ответ отражает специфическое отношение к праву, попытку использовать его букву в ущерб духу закона и Конституции, приоритет которых - право и свобода личности.
Парламентская ассамблея Совета Европы полагает: «Политическим заключенным нужно считать лицо, лишенное личной свободы, если лишение свободы было применено в нарушение прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека и протоколами к ней: свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнения и информации, а также свободы собраний и объединений», а также того, чье «лишение свободы было применено по явно политическим причинам без связи с каким-либо правонарушением». Показательные процессы по делу Pussy Riot и «болотному делу», множество не столь публичных судебных атак на граждан или частный бизнес показывают, что политическое преследование не нуждается в специальной статье в УК.
Противоположный подход к закону исповедует премьер Дмитрий Медведев: он рассказал школьникам, что Конституция - это «живой организм, который должен приспосабливаться к тому, как существует общество». Вряд ли по-другому может говорить человек, в президентство которого произошло прикладное изменение Основного закона - увеличение сроков полномочий президента и депутатов Госдумы. Валентина Матвиенко говорила о необходимости воспитания правовой культуры и достижения общественного согласия вокруг событий прошлого. Хорошая идея, но непонятно, как достигать согласия: единый идеологизированный учебник истории согласию не поможет.
Ну а Владимир Путин, как известно, нарисовал школьникам кошку, вид сзади.