Эдуард Пичугин: «Весь город - это декорация», - Эдуард Пичугин, генеральный директор «Ленфильма»

Как новый генеральный директор «Ленфильма» менял икру на мазут, вел бизнес с друзьями Путина и СУЭК, а потом получил в свои руки одну из двух главных российских киностудий
Эдуард Пичугин, генеральный директор «Ленфильма»
Эдуард Пичугин, генеральный директор «Ленфильма» / Е. Кузьмина / Ведомости

С директором «Ленфильма» Эдуардом Пичугиным мы пьем кофе в круглосуточном ресторане-клубе Parkking, в Александровском парке на Петроградской стороне. «В этом парке всегда было лучшее в Петербурге место для прогулок и досуга, - говорит Пичугин. - Тишина и зелень в центре мегаполиса - нечастое сочетание». На Петроградской стороне находится и Военно-космическая академия им. Можайского, которую в начале 90-х окончил Пичугин. Из окна Parkking виден один из корпусов «Ленфильма», гендиректором которого он стал в прошлом году.

Из-за «Киносити» Пичугин в последние годы много общался с Министерством культуры, поэтому, когда чиновникам понадобилась нейтральная фигура, чтобы разрешить конфликт вокруг «Ленфильма» между АФК «Система» и известными режиссерами Александром Сокуровым и Алексеем Германом-старшим, пригласили его. Режиссеры категорически не хотели, чтобы «Ленфильм» перешел под контроль основателя «Системы» Владимира Евтушенкова и обвиняли его в попытке переделать старейшую студию страны в бизнес-центр или гостиницу. Оставить студию в прежнем состоянии тоже было невозможно - из-за недостатка финансирования и нормального управления она разваливалась на глазах. Сначала Пичугина назначили председателем совета директоров «Ленфильма», а потом он подготовил концепцию развития студии и на публичных слушаниях, устроенных Минкультом, ее сочли лучшей. Теперь он управляет «Ленфильмом» как гендиректор.

Наша встреча происходит в субботу, и поток родителей с детьми в парке увеличивается буквально у нас на глазах. «Здесь семьи гуляют, а дождик пошел - где укрыться? Зайти вообще некуда», - рассуждает Пичугин. В Parkking много свободных мест. Правда, на улице солнце.

Рядом идут последние приготовления к открытию киноцентра «Великан-парк». В нем будет кинотеатр на шесть залов, фудкорт, магазины, на крыше - ресторан. Проект обошелся в 1,2 млрд руб. Это с учетом выполнения инвестиционных условий, выкупа земли, строительства электроподстанции и декорационных мастерских театра «Балтийский дом», обслуживания 10-летнего кредита в 600 млн руб. от Сбербанка, перечисляет мой собеседник. Заметно, что он гордится своим детищем: «Вернули старое ленинградское название». «Великаном» в советское время действительно назывался кинотеатр в Александровском парке. Только расположен он был в бывшем Народном доме, сейчас его занимает «Мюзик-холл».

«Было до семи колен, пока выйдешь на деньги»

Площадь «Великана» - 16 500 кв. м. Это немало для центра Петербурга, где свободная земля если и осталась, то застраивается жильем. Получить разрешение на строительство жилья в парке, который сам по себе памятник и охраняется ЮНЕСКО, было бы нереально.

«Это подарок городу, потому что бизнесом этот объект сложно назвать. Кинотеатр приносит довольно ограниченный поток денег. Будь здесь жилье, гостиница или офисный центр - экономика была бы совсем другая», - говорит Пичугин. Тема его кандидатской диссертации - «Управление денежными потоками предприятий кинопроката».

Почему он решил заняться кино, хотя коммерческая недвижимость гораздо доходнее? «Построить кинотеатр не легче, чем гостиницу или ТРЦ, а эффективность у них разная, бизнесмены стараются не тратиться на такие вещи, а мне нравится дарить эмоции», - объясняет он.

Пичугину 40 лет, он родился в Донецкой области, а образование получил в Петербурге (помимо Военно-космической академии он окончил юрфак Санкт-Петербургского университета МВД России и Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет). Первые деньги заработал на бартерных схемах. «Было до семи колен, пока выйдешь на деньги. Сначала какую-нибудь икру меняешь на мазут, потом продаешь его флоту», - вспоминает он. Затем бизнесмен с помощью бартерных стройматериалов превратил один из городских недостроев в бизнес-центр.

А в 1999 г. Пичугин открыл автомобильный кинотеатр «Фара» в одном из спальных районов Петербурга: «Получилась игрушка, но я понял этот бизнес, его детали, построил модель. Я его потом шесть лет не мог закрыть, потому что молодежи хотелось приезжать, он и ночью работал, было забавно».

Знакомства - в том числе с тогдашними министром культуры Михаилом Швыдким и гендиректором «Ленфильма» Александром Голутвой - и опыт «Фары» едва не привели Пичугина к новому проекту: созданию Северо-Западного филиала госкомпании ОАО «Роскинопрокат», которая должна была заниматься кинофикацией страны и построением сетей. Но программа буксовала, не хотелось, чтобы начинания были заморожены, так и появился «Кронверк», вспоминает Пичугин.

Эту сеть кинотеатров он создал с совладельцами Банкирского дома «Санкт-Петербург» Владимиром Коганом и Давидом Трактовенко. Они были старые знакомые, именно им Пичугин продал тот самый бизнес-центр, доделанный с помощью бартерных стройматериалов.

Строительство многозального кинотеатра в Александровском парке Пичугин задумал более 10 лет назад. Ожидалось, что это будет первый кинотеатр сети «Кронверк синема». Но строительство затянулось из-за охранного статуса парка, проблем с инфраструктурой, прежде всего электроснабжением, и в итоге первый кинотеатр под брендом «Кронверк» открылся в 2002 г. совсем в другом месте. А в 2006 г., когда в сети было уже шесть кинотеатров с 33 экранами, ее приобрела инвесткомпания «Альфа-групп» - компания «А1». Сделка оценивалась в $45-50 млн. Проект в Александровском парке в нее не вошел - в отличие от других кинотеатров сети, которые являются частью торговых комплексов, «Великан» сразу задумывался как отдельно стоящее здание с гораздо более высокими вложениями и другой бизнес-моделью. У Трактовенко осталось 90% компании, которая реализовала этот проект, у Пичугина - 10%.

С Трактовенко у Пичугина есть еще один незавершенный проект. Принадлежащая им компания «Парадиз синема» больше 10 лет назад купила недостроенный пансионат Ленгорисполкома в Сочи, чтобы при поддержке Министерства культуры построить там съемочную базу. Вся южная живописная натура осталась на Украине (имеются в виду Одесская и Ялтинская киностудии. - «Ведомости»), и российским группам, которым были нужны солнечные съемочные дни, дешевле было ездить в Марокко. На «Кинотавре» в 2003 г. возникла идея (Министерство культуры поддержало ее) о создании в Сочи съемочной базы, обеспеченной современным оборудованием, инфраструктурой, недорогим жильем. Но в Министерстве культуры произошли перемены и проект пока пребывает в замороженном состоянии, объясняет он.

«Главное, что есть политическая воля»

Выйдя из бизнеса «Кронверка», Пичугин задумал новый масштабный проект - сеть кинотеатров федерального размаха «Киносити». Партнер тоже был новым - режиссер и продюсер Федор Бондарчук. Началось все с того же «Великана» - в 2010 г. они вместе выкупили долю Трактовенко в «Великане».

«С Бондарчуком мы были шапочно знакомы давно, но подружились на фильме «9 рота», - рассказывает Пичугин. - Для многих зрителей война в Афганистане, интернациональный долг - что-то уже далекое, как война 1812 г. Так что я рад, что Федор снял такой яркий и мощный фильм». Пичугин активно участвовал в маркетинге фильма, а у «Кронверка» была самая высокая доля бокс-офиса по фильму, который собрал в прокате рекордные $26 млн.

С другим партнером по «Киносити» - известным продюсером Сергеем Сельяновым он тоже был знаком еще до «Кронверка»: «Мы встречались по воскресеньям, обсуждали всякие вопросы, он тогда больше времени проводил в Петербурге, поэтому и общаться было проще. Офис Сельянова так и сохранился на «Ленфильме».

В России сейчас чуть больше 1000 кинотеатров, в которых 3000 экранов. В Америке - 40 000 экранов. В СССР было 15 000 кинотеатров с 37 000 киноустановок. Небольшое количество экранов ограничивает бюджет фильма, рассуждает Пичугин: «Успешный проект, в который вложено $2,5 млн, собирает в прокате $7-8 млн, примерно половина остается кинотеатру, остальное за вычетом маркетинговых затрат, процентных и прочих выплат возвращается продюсеру. Как только ты увеличиваешь бюджет - у нас экранов не хватает».

Кинотеатр - это единственное место, где зритель голосует за картину рублем, покупая билет, и это единственная касса, которая возвращает обратно деньги, истраченные на производство, продюсерам, рассуждает он. Пичугин очень рассчитывает на эффективность антипиратской кампании: «Уже есть первые показательные суды, остановлена деятельность ряда порталов. Во всем мире это работает. Почему у нас не будет? Главное, что есть политическая воля».

Политическая воля нужна и при строительстве кинотеатров. Без господдержки развивать кинопрокат в России невозможно, убежден Пичугин. Он вспоминает, как в 2007 г. представлял проект «Киносити» и получил его одобрение на совещании, которое вел Сергей Нарышкин, тогда вице-премьер и руководитель аппарата правительства. С Нарышкиным тоже, кстати, нашлись общие знакомые - в 1996-1997 гг. тот работал в Промышленно-строительном банке, тоже принадлежавшем Трактовенко.

Последние годы чиновники все чаще вспоминают про кино - с 2009 г. Путин (тогда премьер-министр) стал проводить большие ежегодные совещания с продюсерами. Чиновников беспокоит, что доля русского кино падает, а влияние Голливуда на граждан растет. Так что идея Пичугина и Бондарчука о развитии проката в небольших российских городах, куда пока не пришли большие сети кинотеатров, легла на благодатную почву.

«Мы пересмотрели около 1000 городов и нашли место под 253 потенциально безубыточных проекта, - рассказал Пичугин, - но только 50 проектов выдерживают кредитную нагрузку по ставке коммерческого банка, из них 20 проектов - суперприбыльные, норма внутренней рентабельности на уровне 35%, многие инвесторы могли бы позавидовать. Но остальные 200 проектов без протекционизма и преференций не построить, поэтому «Киносити» готова помочь государству построить их, а потом взять в управление». Так государство не просто поможет киноиндустрии, но позаботится о здоровье нации, решая вопрос досуга жителей небольших городов, где вообще нечем заняться, рассуждает он.

Владимир Путин поддержал этот проект еще в 2011 г. и поручил ВЭБу рассмотреть возможность финансирования проекта на сумму 1,2 млрд руб. В прошлом году президент еще раз напомнил банку о «Киносити». Но в итоге партнеры сами отказались от этого кредита. «Потому что условия, которые ставил ВЭБ как госкорпорация в результате оказались неприемлемы, ставка - больше 12%, я против авантюр, я лучше воздержусь от вложений», - объясняет Пичугин.

Вместе с Бондарчуком он был акционером банка «АБ финанс», который тоже рассчитывал привлечь к проекту, но эти планы не были поддержаны другими владельцами банка - «тогда мы продали свою долю», вспоминает он.

Пока удалось договориться с Сибирской угольной энергетической компанией (СУЭК), которая поддерживает культурную жизнь в моногородах, где находятся их градообразующие предприятия. Чтобы люди ходили в театры или кино и потом с хорошим настроением выходили на работу. У СУЭК есть соглашение с Красноярским краем, по которому они должны за определенный период вложить в поддержание культуры более 100 млн руб. Раньше они привозили театральные труппы и эстрадных исполнителей и так развлекали жителей моногородов. А мы им предложили вложить эти деньги в строительство кинотеатра, который будет действовать постоянно, а «Киносити» будет этим проектом управлять. Заключены договоры о строительстве двух кинотеатров в Кемеровской области.

Можно поднять проект и без помощи государства, рассуждает Пичугин, но это будет гораздо медленнее. Он рассчитывает, что правительство все-таки даст деньги на «Киносити». К октябрю правительство еще по одному поручению Путина должно придумать схему частно-государственного партнерства в этом проекте.

Зато уже сейчас у «Киносити» есть вполне конкретная административная поддержка. «Киносити» стала оператором проекта «Киноклуб: культура, образование, коммуникации», который придумала «Единая Россия». Когда в регионах нас стали игнорировать, на помощь пришла административная поддержка, местные власти стали относиться к «Киносити» лояльнее. Город маленький, центральный перекресток - лучшее место - стараются отдать под торговлю, может быть, город заработает, а может быть, и кто-то из чиновников. А мы просим место, где будет собираться молодежь - отдыхать, общаться», - говорит Пичугин.

«Великан» тоже работает на благо проекта. «Когда губернаторы и другие чиновники видят, в каких сложных условиях мы сделали такой большой киноцентр, то понимают, что мы справимся в любой ситуации», - надеется он.

Торжественное открытие «Великана» запланировано на середину сентября, когда в Петербурге состоится форум «Киноэкспо». Пока «Киносити» - на сайте сети их называют Дворцами культуры и молодежи - открылись в Туле, Новосибирске, Оренбурге. В каждом есть галерея современного искусства, говорит Пичугин. С художниками, чьи работы там выставлены, он знаком уже несколько лет. Когда-то, еще до кризиса 2008 г., надо было за два месяца открыть «Кронверк синема» в новом торговом центре. «Строительный бум - архитекторы перегружены заказами, я поехал в Художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (бывшее Мухинское училище) и предложил лучшим студентам создать дизайн кинотеатра, - вспоминает он. - Каждому пообещал по $200 за идею, а победителю - гонорар за проект. В рекордные для индустрии сроки открыли кинотеатр, а с художниками дружим до сих пор. Для талантливых ребят эти выставки - возможность самореализации и трамплин в будущее».

Перестройка на «Ленфильме»

ОАО «Киностудия «Ленфильм»

кинокомпания. Акционер - Росимущество (100%). Финансовые показатели (РСБУ, 2012 г.): выручка - 88,8 млн руб., чистый убыток - 27,9 млн руб. Основана в 1918 г. За всю историю на киностудии снято более 1500 игровых полнометражных фильмов.

«За 95 лет существования на «Ленфильме» снято более 1700 фильмов, среди них сотни шедевров. Нельзя делать акцент только на умное кино, бюджетный артхаус, должны быть и фильмы, рассчитанные на широкого зрителя, такие как «Свадьба в Малиновке», «Проверка на дорогах», «Белое солнце пустыни», «Шерлок Холмс», - говорит Пичугин. Он создал на студии сценарный отдел, сотрудники которого отбирают сценарии и в результате должны создать сценарный портфель, чтобы было из чего выбирать. Объявление о приеме на рассмотрение проектов полнометражных игровых картин появилось на сайте студии в июле. Информацию о том, сколько сценариев уже получено, на «Ленфильме» не раскрывают.

Выходом могла бы стать копродукция с иностранными студиями и прокат фильмов за границей, считает он. В августе студия договорилась с немецким производителем съемочной техники Arri, у которого хотела бы закупать оборудование, о создании рентал-хауса, когда оборудование принадлежит Arri, а «Ленфильм» его сдает в аренду как агент. Пичугин рассчитывает, что следующим шагом будет совместное кинопроизводство: «В Германии тоже примерно 3000 экранов, для совместных картин можно удвоить рынок, т. е. картина должна быть интересна и немецкому, и российскому зрителю». Для «Ленфильма», где в последние годы практически остановилось производство, такие планы выглядят фантастическими.

Чтобы нормально жить, студии надо участвовать в производстве не менее 10 картин в год. В этом году пока сложилось четыре проекта. Завершается работа над фильмами для детей «Крылья» и «Моя бабушка - ведьма» (выйдет в прокат под названием «Дар»), на съемки которого петербургский комитет по культуре выделил 15 млн руб. Из-за того что студия не уложилась в график, а главное - вовремя не представила отчет за расходование 3 млн руб., комитет судится с «Ленфильмом». Поддержку Министерства культуры получили два кинопроекта «Продюсерского центра «Ленфильм» - «Трек» (режиссер Илья Северов) и сказка «Самый рыжий лис» (режиссер Александра Стреляная).

Также студия подала заявки в Фонд кино на получение бюджетной поддержки еще на две картины: исторический детектив по ранней повести Леонида Юзефовича «Контрибуция» для известного режиссера Сергея Снежкина («Брежнев», «Белая гвардия») - «Любовь к Джойсу» и «Окно в Париж 2» Юрия Мамина.

Нет ли конфликта интересов с Бондарчуком, который возглавляет совет директоров «Ленфильма», - у него ведь есть своя студия «Арт-пикчерс», которая тоже стремится получить финансирование? «Федор - один из немногих коллег, который помогает «Ленфильму», он привел в Петербург проект «Сталинград» и снимал в павильонах студии несколько эпизодов, заплатил за это живыми деньгами, это было важно, чтобы поддержать «Ленфильм», - говорит Пичугин. - Мы предлагаем всем коллегам поддержать заказами старейшую кинофабрику. Нам любые заказы важны, не только для того, чтобы заработать, но и чтобы расширять штаты, обучать новых специалистов».

Наконец, студию необходимо загрузить съемками чужих проектов. «Ленфильм» Пичугин сравнивает с фабрикой, которая в отличие от ремесленной мастерской может позволить себе дорогое оборудование, склады реквизита (на них хранится 350 000 единиц, не считая костюмов), достаточно большой штат и производит разножанровое кино.

Сейчас «Ленфильм» почти не загружен, признает Пичугин, но уверен, что привлечет продюсеров фильмов и сериалов после того, как студия получит новое оборудование. В планах - создать на «Ленфильме» собственный телеканал, чтобы обеспечить постоянную работу и загрузку для съемочной группы. С 2007 г. студия постоянно несла убытки. В 2010 г. государственная субсидия позволила погасить основные долги, но к октябрю 2012 г., когда Пичугин стал гендиректором, операционный убыток достиг 2 млн руб. в месяц. За неуплату были отключены сети, заказов не было, люди разбредались.

«Как только у меня появились полномочия генерального директора, я немедленно ими воспользовался, планы были подготовлены заранее, поэтому уже с октября 2012 г. студия постепенно наращивает прибыль, восстановлена производственная цепочка, доход от основной деятельности вырос в 1,5 раза. Мы стали сокращать расходы, увеличивать доходы, мы даже стены заставили работать, где-то смогли поднять арендные ставки», - говорит Пичугин. «Ленфильм» занимает около 4 га в центре Петербурга, часть помещений сдает. Среди арендаторов - кафе, ресторан и продюсерские компании. В главном здании на Каменноостровском проспекте находился офис ВТБ, недавно банк освободил помещение, теперь оно переоборудуется под ресторан. Еще 10 га в Сосновой Поляне - это юго-западная окраина Петербурга - занимают склады, автохозяйство, неработающие павильоны для сложнопостановочных картин, говорит Пичугин.

Расположение студии на Петроградской стороне он считает уникальным фактом: «Когда съемочная группа располагается в центре, у директора картины гораздо меньше расходов на перемещение и логистику. Весь город - это декорация. Пространство внутри студии - это тоже живые площадки. В пешеходной доступности на Петроградской стороне много недорогих гостиниц и квартир, которые мы снимаем для съемочных групп из других городов». Есть ли соблазн построить в центре коммерческую недвижимость? «У нас не хватает площадок, если честно. Приоритетным для развития студии остается именно комплекс на Каменноостровском проспекте», - говорит Пичугин. Фасадную часть студии он планирует благоустроить, в центральном здании открыть музей и кинозал, где будут демонстрироваться лучшие фильмы студии. Этот проект гендиректор называет «Ленфильм» открывает двери», он нужен не для заработка, а для поддержания бренда. Преобразования будут проводиться на кредитные средства, ВТБ пообещал открыть кредитную линию в 1,5 млрд руб. на 10 лет.