Путь из варяг в китайцы

Китайский корабль Yong Sheng скоро войдет в историю. Он станет первым контейнеровозом, который совершит путешествие из Китая в Европу не через Суэцкий канал, а по Северному морскому пути. Таяние арктических льдов дает возможность доставлять грузы из Шанхая в Роттердам на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал
Bloomberg

Судно Yong Sheng водоизмещением 19 000 т, принадлежащее государственной китайской компании Cosco Group, вышло из порта Далянь 8 августа и должно прийти в Роттердам 11 сентября. Путь пройдет через Берингов пролив и займет до 35 дней. Это на две недели меньше, чем обычное 48-дневное путешествие через Суэцкий канал и Средиземное море.

Длина Северного морского пути - примерно 15 000 км, что на 4444 км меньше, чем путь через Суэцкий канал, который сегодня является основным способом доставки товаров из Шанхая в Роттердам. Государственные СМИ Китая называют Северный морской путь «наиболее экономичным решением» для морских перевозок из Китая в Европу. По словам представителей Cosco, этим маршрутом могут быть транспортированы большие объемы товаров.

Объемы перевозок по Северному морскому пути растут по мере потепления климата. Сейчас в арктических водах меньше льда, чем в последние десятилетия. Навигацией в этом регионе управляет федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути». Летом 2013 г. оно выдало 393 разрешения на использование арктических вод, в 2012 г. - 46, в 2010 г. - всего 4. Маршрут открыт с июля по конец ноября. В ноябре концентрация льда становится запретительной для прохода обычных судов. «Лучшие для нас месяцы - это сентябрь и октябрь. Лед отсутствует практически на всем пути», - говорит Сергей Балмасов, руководитель информационного отдела «Администрации Северного морского пути».

«Мы ожидаем значительного увеличения числа запросов на разрешение пройти по маршруту, если температура продолжит повышаться в ближайшие годы, - добавляет он. - Однако изменение климата может пойти как в одну сторону, так и в другую. Если температура понизится, по маршруту невозможно будет пройти без сопровождения ледокола».

Площадь Арктики, покрываемая льдом, уменьшилась с 1979 г. на 53%, по информации Национального центра по мониторингу снега и льда США. По словам руководителя центра Марка Серреце, эти данные поразили и обескуражили научное сообщество: «В Арктике очень быстро теплеет, и я не удивлюсь, если через 20 лет льда не будет летом в принципе. Поэтому компании-перевозчики так рады перспективам использования этого маршрута».

Китай не скрывает своего интереса к новому маршруту. В мае Пекин получил статус «постоянного наблюдателя» в Арктическом совете, в который входят представители восьми стран региона. Владельцы кораблей осознают потенциал маршрута, однако считают: прежде чем его коммерческая выгода станет очевидной, пройдут годы.

«Мы исследуем все возможности, но пока еще остается много неизвестных, - говорит судовладелец из Греции, чьи корабли используются многими китайскими компаниями для торговли с Европой. - Навигация коротка, и при неожиданном формировании льда клиенту придется ждать. Вам же придется заниматься поиском ледокола, что значительно поднимет стоимость перевозки. Однако если потепление продолжится, маршрут, несомненно, станет очень популярным».

Ларс Йенсен, генеральный директор датской аналитической компании SeaIntel Maritime Analysis, сказал, что судовладельцы активно инвестируют в более крупные суда в целях снижения транспортных расходов. В среднем такие суда тратят на 25% меньше горючего в расчете на контейнер, чем более старые и меньшие по водоизмещению. Однако они не предназначены для навигации в арктических условиях. «Несмотря на то что Северный морской путь короче, уровень потребления горючего в расчете на контейнер на небольших судах просто-напросто непривлекателен», - считает Йенсен.

По прогнозам Lloyd's List, примерно 15 млн т груза будет перевезено по Северному морскому пути к 2021 г. По сравнению с объемами транспортировки через Суэцкий канал (17 000 кораблей перевезли 9 млн т грузов в 2012 г.) это все еще весьма незначительный показатель.