Американские операторы пускают абонентов в оборот

Крупнейшие кабельные операторы США требуют либерализовать законы, ограничивающие вмешательство компаний в личную жизнь пользователей. Они хотят получить право продавать информацию об абонентах и их действиях так же, как это делают Google и Facebook
Michael Nagle
Michael Nagle / Bloomberg

Крупнейшие американские операторы кабельных и сотовых сетей добиваются смягчения норм, регламентирующих использование частной информации о клиентах. Лоббисты, включая оператора кабельного телевидения Comcast и оператора фиксированной и мобильной связи Verizon, считают, что их услуги должны подпадать под те же правила, что и услуги интернет-компаний вроде Google и Facebook. В частности, речь идет о возможности продавать некоторые данные о пользователях третьим лицам.

Если ввести в законодательство такие изменения, это сузит полномочия Федеральной комиссии по связи (FCC) и сделает более влиятельной Федеральную комиссию по торговле (FTC). По мнению операторов, это упростит устаревшую структуру государственного регулирования, не соответствующую современному положению в отрасли. Традиционные операторы действуют в условиях более жестких ограничений, чем интернет-компании, хотя их услуги во многом схожи.

Противников такой идеологии тревожит перспектива ослабления контроля над использованием пользовательских данных. До сих пор FCC удавалось более или менее успешно ограничивать компании в их стремлении распоряжаться персональными данными пользователей. У FTC это получалось хуже. «Речь идет о попытке захватить власть, - говорит Джеффри Честер, исполнительный директор Центра цифровой демократии, занимающегося защитой прав потребителей. - Компании, завидующие Facebook и Google, знают, что FTC - довольно беззубая организация».

Фоном для этой дискуссии стал скандал вокруг бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Эдуарда Сноудена, предавшего огласке данные о слежке американских властей за пользователями с помощью крупнейших интернет-компаний. Операторы кабельного ТВ и телекоммуникационные компании, лоббирующие изменение законодательства, распоряжаются крупными массивами сведений о том, как абоненты пользуются теми или иными услугами: какие программы смотрят по телевизору, кому звонят и т. п. Операторам хотелось бы сделать эти данные источником дохода, объясняет Честер.

Чтобы изменения вступили в силу, они должны быть утверждены конгрессом. Среди сторонников законопроекта - бывший председатель FTC демократ Джон Лейбовитц и сенатор-республиканец Мери Боно, одна из руководителей лоббистской группы «Коалиция конфиденциальности XXI века». В прошлом году Белый дом поддержал идею о передаче полномочий от FCC к FTC, но лишь как часть более широкой реформы в системе защиты личной информации.

Лейбовитц заявляет, что правила следует изменить ко всеобщей выгоде. «Думаю, есть способ пойти навстречу компаниям и в то же время надежно защитить потребителей, - говорит он. - Можно распространить эту защиту на все сферы, а не только на одну категорию, ведь есть немало компаний, готовых принять соответствующие меры». «Кто же поверит, если сотрудник телефонной компании скажет ему, что собирается чем-то помочь?» - иронизирует в ответ Эдмунд Мерзвински, руководитель инициативы по защите потребителей в правозащитной организации US Pirg.-