Землю под автозаводами ждет переоценка
Автозаводы Toyota и Hyundai могут добиться снижения кадастровой стоимости земли, не дожидаясь решения судаИски к кадастровой палате Петербурга об уменьшении кадастровой стоимости земли до рыночного уровня «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (ХММР) и «Тойота мотор мануфэкчуринг Россия» (ТММР) подали этой весной. Их не устраивает новая стоимость земли, утвержденная приказом председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству (КЗР) Петербурга Валерия Калугина летом прошлого года. Корейский автопроизводитель требует снизить кадастровую стоимость 189 га под своим заводом на Левашовском шоссе с 3,5 млрд руб. до 1,9 млрд руб., следует из материалов дела. Стоимость 224,3 га под заводом Toyota хочет снизить с 4,3 млрд руб. до 2,7 млрд руб. В середине июля оба автопроизводителя подали ходатайства о привлечении соответчиком КЗР. КЗР в свою очередь ходатайствовал об отложении судебного заседания для возможного урегулирования спора мирным путем. Суд ходатайства удовлетворил, заседания перенесены на начало сентября. В КЗР, ХММР и ТММР вчера отказались от комментариев.
Автопроизводители вели переговоры с городом о мирном урегулировании конфликта, знает источник, близкий к городской администрации. Новая стоимость пока не утверждена, основной вопрос сейчас в том, кто и каким образом будет ее устанавливать, добавляет он.
Завод Toyota в Шушарах работает с декабря 2007 г., Hyundai запущен в 2010 г. Предыдущая оценка земли проводилась в 2006 г.
Методика массовой оценки, которую использовало Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости (ГУИОН) для установления кадастровой стоимости в прошлом году, может иметь некоторые погрешности, признает его гендиректор Александр Зленко. По его словам, участки такого размера, как у Hyundai и Toyota, можно оценить через сложение стоимости более мелких объектов-аналогов, так как таких крупных участков на рынке нет. При таком способе суммарная стоимость аналогов будет выше, чем единого участка такой же площади, поэтому для таких объектов применяется существенная скидка при оценке стоимости. Кроме того, особенности участка, которые не были известны при проведении массовой оценки, могут также повлиять на изменение его кадастровой стоимости, добавляет он.
По словам руководителя практики недвижимости и инвестиций юрфирмы «Качкин и партнеры» Дмитрия Некрестьянова, утвердить кадастровую стоимость мировым соглашением нельзя, в любом случае должно быть предоставлено обоснование новой стоимости. Скорее всего, одна из сторон уточнит исковые требования, сославшись на ранее не учтенные в оценке свойства и особенности участка, а другая сторона с этой оценкой согласится, рассуждает юрист. По практике, скорее всего, на компромисс первым пойдет истец, добавляет он. После утверждения новой кадастровой стоимости земли компании стали активно применять принятое в конце 2011 г. решение Высшего арбитражного суда, которое позволяет оспаривать саму кадастровую стоимость, а не только методологию ее оценки, объясняет он (см. врез).
Исходя из ставки налога на земельные участки промышленного назначения снижение кадастровой стоимости до уровня, который предлагают автопроизводители, позволит им сэкономить по 24 млн руб. в год на налогах. ТММР за прошлый год заработал 15,9 млн руб. чистой прибыли, прибыль ХММР составила 6,4 млрд руб. У автопроизводителей уже закончился льготный период, когда они, в частности, были освобождены от налога на имущество. За прошлый год четыре петербургских автозавода заплатили в городской бюджет 2,5 млрд руб.