Недоверчивые россияне
Россияне все меньше уверены в завтрашнем дне. Индекс потребительского доверия Nielsen, показывающий уверенность россиян в завтрашнем дне и готовность тратить деньги сейчас, снова отражает пессимистические настроения жителей России. По итогам II квартала значение индекса снизилось еще на 1 пункт, до 80, - это самый низкий показатель со времени кризиса. Снижение продолжается третий квартал подряд.
Две трети опрошенных россиян (64%) негативно оценивают свои перспективы трудоустройства на ближайшие 12 месяцев, а гарантия занятости стала основным источником беспокойства во II квартале (14%), опередив здоровье (13%) и состояние экономики (10%). Больше половины россиян (56%) сохраняют негативный настрой в отношении состояния собственных финансов.
Тем не менее треть респондентов в России утверждают, что сейчас хорошее время для совершения покупок (+5% к результатам I квартала). Свободные деньги россияне тратят на новую одежду (47%) и отпуск (37%). Количество респондентов, сберегающих свободные деньги, во II квартале сократилось на 3 пункта.
«Несмотря на негативную динамику потребительского доверия в России, мы наблюдаем замедление темпов падения индекса, а также некоторые изменения в отношении потребителей к сбережениям и тратам. Лето - сезон отпусков и частых поездок за город, это не время для того, чтобы откладывать деньги, - такого мнения придерживается значительное число российских потребителей», - считает гендиректор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Пол Уокер.
Потребительская уверенность снижается, а это сказывается и на потребительской активности, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: у людей снижается уверенность в трудоустройстве и росте заработной платы - все это отражается на потребительской активности, связанной с крупными покупками (за исключением недвижимости).