Когтей бессмертный
В новой серии кинокомикса о самом человечном из «людей Икс» «Росомаха: Бессмертный» (The Wolverine) герой Хью Джекмана едет в Японию, а там - наша Светлана Ходченкова! В роли ГадюкиТрудно придется тем, кто не помнит предыдущих серий, т. е. не смотрел каждую раза по три. Без знания деталей, доступного только фанатам, в «Росомахе» провисает большинство мотивировок. Зачем в Японию? А там знакомый самурай умирает, проститься хотел. В дальнейшем между делом выясняется, что Росомаха в 1945-м спас его от ядерного взрыва в Нагасаки (только не смейтесь, в колодце спрятал). А еще Росомахе снится женщина, которую он любил, а потом убил - и вот об этом подробностей не дождетесь.
А ведь не последние в Голливуде люди это все сочиняли: один из трех сценаристов картины - Кристофер Маккуэрри, автор лучшего криминального триллера 1990-х «Обычные подозреваемые». Наверное, в «Росомахе» он отвечал за психологизм и правду характеров. Поэтому супергерой в исполнении Хью Джекмана не просто рефлексирует, а занят буквально гамлетовским вопросом «быть или не быть?». В том смысле, что он бессмертный, а так хочется пожить по-человечески.
Парень-то Росомаха простой, в свободное от подвигов время обычно работает лесорубом на Севере. За простоту его народ и полюбил больше прочих «людей Икс», неоднозначных типов с кучей комплексов и психологических проблем. Мутации почти у всех нервические, как часто бывает у героев комиксов, на почве ужасного стресса. Телепатия, магнетизм, кожные и глазные патологии. И только с Росомахой все всегда было элементарно: бакенбарды и когти - вот его документы. Даже то, что в предыдущей сольной серии («Люди Икс: Начало. Росомаха», 2009) его скелет укрепили инопланетным металлом адамантием, не испортило парню характер, разве что закалило. Он никогда не задавался, не страдал высокомерием, не лелеял сверхчеловеческих амбиций и вообще, признаться, мало думал.
А тут закручинился, забомжевал, запаршивел. Жизнь потеряла смысл, непонятно, как вечность коротать. Ах, скучно тебе? Отдавай тогда адамантий обратно - вот в двух словах суть конфликта. В Японии есть желающие жить вечно.
В остальном в Японии, как видит ее режиссер Джеймс Мэнголд, все заурядно: якудза, ниндзя, традиции и церемонии. Умирающий самурай (Харухико Яманучи) - глава крупнейшей корпорации по производству неизвестно и неважно чего. Важно, что у него есть любимая внучка (Тао Окамото), на которую записано наследство. И пока завещание не огласили, она в опасности. На внучку охотятся родной отец и якудза. А защищают ее ниндзя и названая сестра (Рила Фукушима), боевая малышка с красными волосами и очень острым самурайским мечом.
Но главный защитник - Росомаха. Только он что-то слабеет, лишился суперсилы и стал уязвим. Это раньше ему хоть кол на голове теши, хоть из базуки расстреливай. А теперь какие-то пара пистолетных выстрелов в упор - и уже занемог, надо к хирургу. Это гадюка (Viper) Светлана Ходченкова виновата.
Роль российской актрисы в этой истории туманна, но эффектна. То ли Гадюка тоже хочет бессмертия, то ли просто любит всем вредить - сценаристы додумывать не стали. Не их это дело. Снарядить Гадюку - задача для гримеров и костюмеров. Пусть это будет белокурая бестия (наконец-то можно употребить заезженное словосочетание буквально). Пусть поначалу примерит докторский халат, затем что-нибудь элегантно облегающее и, наконец, латекс, униформу мутантов и поклонников эстетики садомазо. А что она языком делает! Таким языком не то что хвостик от вишенки можно завязать - такой язык до смерти доведет. Поцелуи Гадюки сражают наповал, ее слюна и даже дыхание ядовиты. А на саму Гадюку яды не действуют. И мужчины не действуют тоже.
Зато японские девушки млеют от Росомахи. Им нравится его сила, но его слабость нравится им еще больше. Чем ужаснее он чахнет и страдает, тем трепетней они его жалеют. Малышка с мечом называет себя его телохранителем и втайне наверняка ревнует к названой сестре, которая выше, красивее и вообще принцесса, поэтому роман у Росомахи, конечно, должен быть с ней. Но тут прибегают якудза, за ними ниндзя, начинается рубка, Гадюка брызжет ядом - в общем, не до любви.
Но Росомаха, хоть и тугодум, почесав когтями в затылке, соображает, в чем смысл жизни. Бессмертному было не понять, а теперь он знает, чем может пожертвовать. Это отличает человека от сверхчеловека, а героя - от супергероя. Сюжет «Росомахи» - в этой эволюции. В потере приставки «супер».
Поэтому весь фильм герой Хью Джекмана, продираясь сквозь типовую сценарную и постановочную дребедень, идет к одной сцене, даже одной позе, в которую режиссер Джеймс Мэнголд вложил всю страсть и всю эрудицию. Она важнее всех боев и спецэффектов. В этой сцене Росомаха стоит посреди заснеженной деревни утыканный стрелами, как святой Себастьян, но ясно, что главная отсылка тут не к житию святого.
Может, Мэнголд и сам вспомнил фильм Юлия Райзмана «Коммунист», но приятно пофантазировать, что это ему Светлана Ходченкова змеиным языком нашептала.