Советы консультанта: Мужество, бездействие и самооправдание
Неприятные воспоминания быстро стираются из памяти, поэтому многие не помнят, как это было. В тот год пришла буря. Заказы перестали поступать, а газетные передовицы напоминали военные сводки о потерях. Настало время тревоги и неопределенности. Время всеобщей паники. Перед каждым, кто тогда руководил бизнесом и отвечал за его благополучие, возник выбор. Этот выбор редко бывает столь очевидным в сытые и стабильные периоды. Выбор между мужеством, бездействием и самооправданием.
Продажи стремительно падают. А платежи от клиентов приходят с задержкой или вовсе зависают непонятно где. Будущее в тумане. Берега не видно. Ясно лишь то, что корабль накренился и может пойти ко дну. Ситуацию надо спасать. Урезать расходы? Уволить людей? Распродать все, что можно? Заморозить все инвестиции и перспективные проекты? Затаиться? А насколько сократить? Как долго таиться? Вдруг все скоро наладится, как говорят оптимисты? Тогда компания потеряет свою долю рынка. Ее заберут более смелые конкуренты. Этого нельзя допустить. Плюнуть на все и наступать, когда все отступают и прячутся? Ничего не делать? Ждать?
Первый руководитель следил за ситуацией, анализировал. И начинал действовать, лишь когда видел цель и путь. Ему хватило выдержки и хладнокровия для этого. Он сумел выдержать нужную паузу. Действуя, он решал проблему и платил требуемую цену. Хотя, как и большинство в той ситуации, он не знал и доли того, что хотел бы знать. Как и остальные, он не мог точно предсказать ход событий и последствия своих решений.
Второй был парализован тревогой. Совсем ничего не предпринимал. Любое действие казалось ошибочным. А последствия любой ошибки казались смертельными. Он опустил руки и положился на волю ветра. Его настроение менялось от глубокого отчаяния до радостного возбуждения и надежды. Оно менялось вместе с направлением и силой ветра. Была буря. И поэтому отчаяние преобладало.
Третий много суетился. В нем говорила потребность в самооправдании. Его действия и решения были оперативны, но всегда половинчаты. Уволить людей? Да, но лишь очень немногих, чье увольнение давало явно недостаточную экономию. Закрыть завод? А может, пока лишь один цех, а там посмотрим? Отсрочить, заморозить выплату процентов по кредиту? А может, просто платить чуть поменьше? Ведь банк поймет, войдет в положение. Подать на клиента в суд, потребовать оплату? А может, пока попробовать его уговорить по-хорошему? Вроде и совесть чиста. И действовал, решал проблемы, не сидел сложа руки. И ни перед кем не виноват.
Вам могут рассказать и о четвертом «капитане». О герое, который увидел в кризисе новую возможность, сумел ее использовать и не только избежал потерь, но и сорвал джекпот. Наверняка в этом рассказе будет ссылка на двойное значение слова «изменение» в китайском языке - «проблема», «возможность» или что-то подобное. Вероятно, у этого рассказа будет очень глубокая мораль. И наверняка эта история будет пересказана с чужих слов. Вряд ли она будет полностью правдива.
Когда ветер попутный и не слишком сильный, главное, чтобы капитан и его команда не допускали грубых ошибок, действовали умело. А в бурю самыми важными становятся другие вопросы: что за люди собрались на корабле? И есть ли в них мужество?
"Когда ветер попутный и не слишком сильный, главное, чтобы капитан и его команда не допускали грубых ошибок, действовали умело. А в бурю самыми важными становятся другие вопросы".