Кандидат от власти Алексей Навальный

Внезапное освобождение Алексея Навального сделало выборы мэра в Москве менее предсказуемыми. Проблемы у власти могут возникнуть также в Ярославле и Екатеринбурге
Из Кирова вернулся совершенно иной Алексей Навальный
Из Кирова вернулся совершенно иной Алексей Навальный / Sergei Karpukhin / Reuters

В субботу на вокзале в Москве Алексея Навального, освобожденного из кировского сизо, встречали как героя. Он сообщил сторонникам, которых собралось более 1000, что участвует в выборах мэра Москвы. Ходатайствовал об изменении меры пресечения на подписку о невыезде, чтобы не мешать реализации права Навального на равный доступ к избирателям, тот же прокурор Сергей Богданов, который ходатайствовал о взятии его под стражу в здании суда.

Закон не предусматривает освобождения из-под стражи осужденного к лишению свободы: никакой меры пресечения уже нет, это стадия исполнения наказания, а возможность его отсрочить в УПК вообще не прописана, констатирует адвокат Владимир Жеребенков. «Безумный приговор и не менее безумное освобождение», – удивлен адвокат, судебная власть пошла на поводу у политической.

Кто принял решение

Эта история продемонстрировала, что во власти нет единства по поводу того, как поступить с Навальным, полагает политолог, бывший чиновник администрации президента Алексей Чеснаков.

Из рассказов нескольких людей, близких к избирательному штабу Сергея Собянина, администрации президента и руководству «Единой России», «Ведомости» узнали, что противоречия в руководстве страны по поводу избирательной тактики в Москве возникли до начала кампании и продолжаются до сих пор. По словам собеседников «Ведомостей», сначала несколько человек из ближнего круга президента Владимира Путина выступили против досрочного выдвижения Собянина, поскольку избранный, а не назначенный мэр Москвы – серьезный претендент на пост премьера в сильном правительстве и на роль преемника. Но Собянин настоял.

Затем на том, чтобы допустить к выборам мэра Навального, а к выборам губернатора Подмосковья – Геннадия Гудкова, настоял первый замруководителя администрации Вячеслав Володин; по уверению части собеседников, идею сначала не особенно одобрял Собянин – выборы становились менее предсказуемыми. Но именно Собянин публично призвал единороссов собирать за Навального подписи, а того – не отказываться от участия в выборах. Базовый сценарий – большой, но условный срок для Навального, – который в штабе Собянина считали вполне осуществимым, был в четверг нарушен и обессмысливал предшествующую тактику штаба и политических менеджеров Кремля.

На этом этапе выиграли силовики во главе с председателем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным, объясняют собеседники «Ведомостей», но сторонники выборов с участием Навального не отступили и смогли убедить Путина отпустить оппозиционера. По одной версии, убеждал Собянин, по другой – Володин.

Представитель Собянина подтвердил «Ведомостям», что и. о. мэра просил руководство страны содействовать освобождению Навального. Сотрудник администрации президента сказал, что слухи не комментирует.

Кампания Навального

Решение отпустить Навального, едва посадив, вроде как под давлением улицы, после несанкционированной массовой акции, – большая ошибка, уверен человек, близкий к штабу Собянина: протестный электорат раскочегарили и консолидировали, теперь многие пойдут на участки не выбирать мэра, а голосовать за демократию. Навальный в случае успешной кампании и поддержки электората Михаила Прохорова (20% в Москве на выборах президента) может превысить результат Прохорова и помешать Собянину выиграть в один тур, опасается собеседник «Ведомостей».

Навальный будет бороться за умеренный электорат, подтвердил руководитель его штаба Леонид Волков.

В день оглашения приговора исследовательская компания Synovate Comcon обнародовала данные социологического исследования, которое дает Навальному 14,4% (см. врез). Навальный – потенциально наиболее динамичный кандидат, констатирует руководитель компании Елена Конева, его рейтинг может расти за счет перипетий судебного процесса, в том числе жесткости приговора, протестов и креатива его штаба.

Резерв Навального – те, кто ему симпатизирует, но до приговора не был мобилизован к участию в голосовании, полагает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин, мотив «проголосовать за Навального из сочувствия» или «против власти» крайне не распространен в обществе: москвичи понимают, что Навальный не годится в мэры. Именно поэтому он не сможет рассчитывать на электорат Прохорова, считает социолог.

Плюс два региона

После освобождения Навального ситуация резко обострилась сразу в трех регионах – Москве, Екатеринбурге и Ярославской области и теперь, чтобы обеспечить победу лояльным кандидатам, власти придется предпринять намного больше усилий, констатирует политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов.

В день выхода на свободу Навального о выдвижении кандидатом в мэры Екатеринбурга объявил известный борец с наркомафией Евгений Ройзман, которого поддерживает партия Прохорова «Гражданская платформа». Выдвижение Ройзмана с историей Навального не связано: оно запланировано несколько месяцев назад – и именно на последний момент, чтобы не дать власти шансов начать политическое преследование (не дать зарегистрироваться, посадить), говорит Станислав Кучер из «Гражданской платформы».

Сначала была договоренность, что Ройзман отказывается от выдвижения в мэры, а только ведет список «Гражданской платформы» на выборах в городскую думу, сказал человек, близкий к администрации Свердловской области. Но договоренность нарушена – по его мнению, потому, что Прохоров пытается получить козырь в переговорах о судьбе другого соратника, арестованного и смещенного с поста мэра Ярославля Евгения Урлашова.

Урлашов решил возглавить список «Гражданской платформы» на выборах заксобрания Ярославской области. Список единороссов поведет не губернатор, а депутат Госдумы, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.