Воровская канализация
Работодателям, которые страдают от воровства сотрудников, эксперты советуют не только наказывать виновных, но и продолжать искать способы мотивировать работников, вознаграждая их за честность, скорость и качество работыСтатистика выноса. 188 попыток
незаконного выноса и вывоза заводских ценностей на сумму более 484 000 руб. пресекли на «АвтоВАЗе» только в июне. Также выявили 90 случаев несанкционированного перемещения и складирования имущества. В правоохранительные органы за этот месяц направили 46 материалов. В результате проведенных проверок возбуждено пять уголовных дел, к административной ответственности привлечено два работника.
Недавно на «АвтоВАЗе» удалось обнаружить «канал», по которому рабочие переправляли за пределы завода различные запчасти. Им оказалась подземная река, а точнее – ливневая канализация. По ней злоумышленники сплавляли детали в мешках. В последний раз – на сумму около 1 млн руб. В пресс-центре компании рассказали и о других случаях. Так, на контрольно-пропускном пункте в прицепе грузового автомобиля сотрудники службы безопасности обнаружили фальшстенку, за которой злоумышленники прятали различные комплектующие. А в кузове другой машины под слоем полиэтиленовой пленки находился большой груз пластизольной мастики. Еще в одном автомобиле, который вывозил мусор с территории завода, нашли пять упаковок со спецодеждой.
Выносить что-либо с завода сотрудники рискуют даже в одиночку. Так, один из работников пытался спрятать запчасти за поясом брюк, а оператор автоматических и полуавтоматических линий и станков намеревался пронести в сумке и карманах пиджака две фрезы и восемь обрезков медного прута. Еще у одного работника охрана на проходной обнаружила примотанные скотчем к туловищу и ногам четыре ремня генератора для «Ларгуса» и пять контроллеров салона и зажигания для «Ниссана».
Во имя справедливости
«Причинами воровства могут быть как сформированные с детства негативные моральные установки, так и стремление человека компенсировать неудовлетворенность, например, карьерой или зарплатой. В этом случае работник, воруя у работодателя, как бы пытается восстановить справедливость», – говорит Мария Макарушкина, партнер «Экопси консалтинга».
Как правило, люди, которые считают, что им недоплачивают, берут не только для себя, но и для родственников, которые, на их взгляд, тоже оказались в несправедливой ситуации, объясняет масштаб производственных краж Вячеслав Болтрукевич, старший преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ: «Хотя на самом деле воровать – значит относиться к своему заводу и рабочему месту не по-хозяйски».
Похитители сахара
На «АвтоВАЗе» в местах, где риск хищений наиболее велик, – на конвейере, складах и внутренних транспортных маршрутах – установили видеонаблюдение, а на контрольно-пропускном пункте – специальное устройство, которое сканирует автомобили. Работники завода и сами могут предупредить о воровстве, анонимно связавшись со службой безопасности: информация с ее телефоном и электронным адресом висит на всех проходных и рабочих местах. «Подсчитать суммарный экономический эффект от применения всех мер борьбы с воровством нелегко, так как значительная часть из них носит превентивный характер, – рассказали в компании. – Тем не менее за 2012 г. экономический эффект от работы службы безопасности превысил 650 млн руб.».
«Никто с точностью до копейки не может подсчитать потери от воровства,– считает Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров компании «Конфаэль». – Объективной картины не дает даже инвентаризация, когда фактические остатки сырья на производстве сверяются с учетными для выявления излишков или недостач».
«Технолог производства может намеренно сократить количество сахара при изготовлении продукции, а потом его излишки присвоить, подогнав нужные цифры в документах, – соглашается Вячеслав Борисов, начальник службы защиты собственности АПК «Стойленская нива» (специализируется на переработке зерна и изготовлении хлебобулочных и кондитерских изделий). – Такое воровство выявлять сложнее, здесь нужен комплексный подход».
По словам Эльдархановой, чтобы у рабочих не возникало желания воровать, им разрешается покупать продукцию фабрики по цене себестоимости. «Правда, на общую сумму не более 100 000 руб. в год, иначе обязательно найдутся те, кто захочет торговать конфетами на развес», – пояснила она. Другая мера – все работники фабрики «Конфаэль» заключают с работодателем трудовой договор, в котором их предупреждают о возможном увольнении в связи с утратой к ним доверия (п. 7 ст. 81 ТК). «Это касается тех, кого, во-первых, задержали на проходной с поличным, а во-вторых, в отношении действий которых провели расследование и доказали факт воровства, – отмечает Эльдарханова. – Все эти меры вкупе дают эффект – в «Конфаэле» потери от хищений не превышают 0,1% от оборота. На других фабриках они могут достигать до 1% от оборота».
На всех производственных предприятиях «Стойленской нивы» действует система поощрений и наказаний. Поощряют премией в размере 1000 руб. тех, кто помог предотвратить воровство, и наказывают провинившихся (даже тех, кто украл булку) – их лишают 100% премии. Нововведения позволили сократить объем хищений на 30%, рассказали в компании.
Впрочем, работодатели практикуют и старые, опробованные временем методы, устраивая, например, ночные засады.
«На одном из наших заводов был случай, когда работник в ночную смену перебрасывал через забор 3-килограммовые пакеты сахара, – вспоминает Борисов. – Специалисты службы внутриобъектного контроля поймали вора на месте». Таких работников, по его словам, наказывают не только лишением премии, но и выговорами с занесением в личное дело или увольнением (в зависимости от объема и частоты нарушений).
Сотрудники службы безопасности «АвтоВАЗа» поймали расхитителей, которые переправляли запчасти по ливневой канализации, тоже ночью – во время очередного рейда. Русло подземной реки потом перегородили металлической решеткой.
Похитители времени
«Все пытаются оценить потери от краж материальных вещей, но воруют не только сырье, запчасти и продукты. Воруют еще и время, – обращает внимание Болтрукевич. – Нередкая ситуация на заводах – работник не выполняет заказ в срок и переносит его на выходные или праздничные дни, которые оплачиваются в повышенном размере». Бороться с такими злоупотреблениями методом слежки и наказаний бесполезно, считает эксперт, нужно делать так, чтобы люди не хотели спекулировать на переработках. «Отдай эти деньги рабочим – все равно заберут» – вот правило, которым должно руководствоваться начальство, – считает Болтрукевич. – Сделайте так, чтобы люди получали за пять дней столько, сколько они получают вместе со сверхурочными, и продолжайте искать пути мотивирования работников, вознаграждая их за скорость и качество работы».
Не рублем, а страхом
Впрочем, для работодателей такой метод – редкость, в основном они используют силу страха, признают эксперты. Из своей практики Макарушкина вспоминает случай, как руководитель одного ювелирного завода добивался снижения воровства, применяя разного рода мистификации: создавал, например, специальные стенгазеты, в которых рассказывал про людей – вымышленных работников завода и то, с каким позором они были уличены в воровстве и уволены. Люди боялись, случаи хищений после таких «наглядных» примеров значительно сокращались, отмечает она.
Разоблачать воровские настроения помогали также подставные сотрудники – их на ювелирном заводе было по 2–3 человека в каждом подразделении. «Речь идет не о психологах, которых несуны, как правило, очень быстро вычисляют, а о простых работниках, лояльных компании и руководителю. То есть тех, кто прошел испытания временем и трудностями бизнеса», – поясняет Макарушкина.
«Универсальных правил того, как привить уважение к чужому имуществу, нет, но иногда в обмен на заботу о человеке работник готов предложить заботу о собственности работодателя, – заключает Болтрукевич. – Главное – повернуться лицом к людям, т. е. решать проблемы не только производства, но и рабочих: одному предложить гибкий график, другому купить новую спецовку, третьего не забыть похвалить». Такой подход сложен и требует от руководителя терпения и последовательности действий, признает он: «Но, во-первых, люди быстро не меняются, а во-вторых, одни пользуются доверием, другие, напротив, его ценят».