Африканский кофе с ароматом денег
Кофейные компании расширяют программы поддержки африканских фермеров – поставщиков сырья. Так они конкурируют за лучшее сырье и требовательных клиентовNestle, крупнейший продавец кофе в мире (см. таблицу), на днях объявила, что расширяет свою «африканскую программу». Компания будет поддерживать обучающие программы для фермеров в Эфиопии, Кении и Судане – странах, откуда зерна поступают на производства компании в Латинской Америке. «Нам всегда нужно больше качественного кофе», – говорит Жан-Марк Дювуазен, руководитель подразделения Nespresso в Nestle.
Инвестируют в фермеров и другие лидеры кофейного рынка. Недавно Mondelez International (бренды Carte Noire и Jacobs) открыла тренинг-центр для 1500 вьетнамских фермеров, а третий игрок на мировом рынке, D.E. Master Blenders 1753 (бренд Douwe Egberts), кредитует производителей из Гондураса и поставляет им удобрения.
Mondelez тратит на такие программы в среднем по $25 млн в год, Nestle инвестирует около $75 млн в год в экологические и другие проекты, связанные с брендом Nescafe. Подобные вещи помогают оправдывать высокие цены на кофе, считает аналитик Euromonitor International Лианн ван ден Бос: многим особенно приятно выпить чашечку кофе, который был выращен без угрозы для окружающей среды.
Идет борьба за ресурсы и сырье, рассуждает Франк Мекилсен из Oxfam: компании опасаются, что им сложно будет обеспечивать свои производства кофейным сырьем.
Растет спрос на премиальные зерна вместе с ростом популярности кофе-машин, таких как Nespresso (Nestle) или Tassimo (Mondelez). Сырье для них более дорогое, чем для растворимого кофе, и компании сталкиваются с его нехваткой. По оценкам Euromonitor International, выручка от продажи кофе для таких машин в 2015 г. вырастет по сравнению с 2012 г. на 50% до $12,6 млрд. Поэтому переезд азиатских и латиноамериканских фермеров, которые выращивают такие зерна, в города из сельской местности – большая проблема, пишет WSJ.
Еще одна тенденция – растущая разборчивость потребителей: покупатели все чаще обращают внимание на страну происхождения продукта, а также на условия труда на производстве. По данным исследования компании IGD, более трети покупателей в Великобритании предпочитают сертифицированные организацией Fair Trade продукты обычным (в 2006 г. таких покупателей было всего 6%).