Евробарометр в России: Счастливы порознь

Общая нестабильность и риски, которые россияне связывают с браком, объясняются снижением трудовой активности женщин
Общая нестабильность и риски, которые россияне связывают с браком, объясняются снижением трудовой активности женщин / EVGENY ASMOLOV / AFP

Недавно Британское бюро национальной статистики изучило, какие факторы влияют на счастье населения. Выяснилось, что удачный брак повышает удовлетворенность жизнью британцев сильнее, чем успешная карьера, хорошее образование и высокая заработная плата. Как утверждают исследователи, ценность брака для британцев связана в первую очередь с ощущением стабильности. С одной стороны, женатые люди более защищены экономически, с другой – они чаще неженатых респондентов чувствуют, что их жизнь имеет смысл.

Интересно, что в России ситуация прямо противоположная. По данным исследования «Евробарометр в России», проведенного Центром социологических исследований РАНХиГС при президенте РФ, самыми несчастными среди россиян оказались люди, состоящие в браке. Женитьба снижает удовлетворенность жизнью респондентов в среднем на 20%. При этом наиболее счастливы люди, которые никогда не состояли в браке или отношениях сожительства (чаще всего называемых гражданским браком), 85% из них утверждают, что счастливы. Эта картина характерна для всех регионов России: независимо от уровня экономического развития и урбанизированности территории наиболее удовлетворены жизнью респонденты, не состоящие в браке и живущие отдельно от своего партнера.

Экономические ожидания и финансовые риски

Разительное отличие в отношении к браку россиян и британцев объясняется тем, что брак в России больше не приносит людям ощущение финансовой стабильности. По данным исследования «Евробарометр в России», женитьба не повышает, а снижает экономические ожидания россиян.

Например, только 37% респондентов, состоящих в официальном браке в 2012 г., были уверены, что 2013 год будет для них лучше с экономической точки зрения. При этом почти 50% людей, живущих отдельно от своих партнеров, и 45% сожительствующих были настроены оптимистично относительно своих экономических перспектив.

Интересно, что в низкоурбанизированных, сельских регионах заключение брака связано с большими финансовыми рисками, чем в крупных и экономически развитых городах. Экономический оптимизм женатых людей в Дагестане и Краснодарском крае на 15–20% ниже, чем у холостых. Напротив, заключение брака в Москве или Ленинградской области на 5–7% повышает экономический оптимизм и ожидания респондентов – и это уникальная ситуация для России.

Дело в том, что уровень доходов обоих партнеров в крупных городах сопоставим – мужчины и женщины зарабатывают примерно одинаково. Кроме того, доля женщин, которые оставляют работу после заключения брака в Москве, в 1,5–2 раза ниже, чем в слабоурбанизированных и экономически неразвитых регионах страны. Таким образом, общая нестабильность и экономические риски, которые россияне связывают с браком, объясняются снижением трудовой активности женщин после вступления в брак. Причем последние обеспокоены ухудшением своего финансового положения даже в большей степени, чем мужчины.

Мужчины и женщины

Несмотря на вероятное финансовое неблагополучие и высокую вероятность потери работы после вступления в брак, наиболее распространенной стратегией женщин в отношениях, как показало исследование, является «игра на заключение брака». Дело в том, что совместное проживание без официального бракосочетания устраивает мужчин и не устраивает женщин.

Мужчины, живущие в гражданском браке, на 10–15% счастливее тех, кто успел оформить свои отношения в загсе. Однако, как выяснилось, сожительство не повышает показателей удовлетворенности жизнью у женщин. Число очень счастливых женщин, проживающих вместе с мужчиной без вступления в брак, в 1,5 раза меньше, чем количество очень счастливых женщин, живущих отдельно от партнера.

Парадоксально, но даже среди разведенных и вдов больше очень счастливых женщин, чем среди тех, кто живет в гражданском браке. Какова их мотивация? Дело в том, что с точки зрения «экономики счастья» отношения сожительства оказываются принципиально невыгодными только в краткосрочной перспективе. Долгосрочная интенция женщин – перевод отношений из формата совместного проживания в формат официального брака. В среднем, по результатам исследования, это занимает до 3–5 лет, а достижение этой цели повышает уровень субъективной удовлетворенности жизнью приблизительно в 2 раза.

Дети и семейные ценности

В отличие от женщин мужчины значительно чаще оказываются несчастными в браке. Лучше всего себя чувствуют именно холостяки. Например, счастливых женатых мужчин на 15% меньше, чем счастливых холостяков. И в отличие от женщин мужчины охотнее вступают в отношения сожительства – такие отношения повышают их уровень удовлетворенности жизнью, хотя и незначительно: на 4–6%. Однако в случае женитьбы уровень счастья мужчины снижается в 1,5 раза сильнее, чем повышается счастье женщины.

Интересно, что для мужчин счастье в браке непосредственно связано с появлением детей. Рождение ребенка повышает счастье мужчины в 8–9 раз сильнее, чем счастье женщины.

Эта ситуация диаметрально противоположна той, которую зафиксировали исследователи из Британии. Счастье британцев не связано с рождением ребенка. Напротив, доля счастливых среди семей с детьми ниже, чем среди семей без детей. В России же рождение ребенка повышает уровень семейного счастья. Например, среди семей с 1–2 ребенком на 10% больше счастливых, чем среди тех, у кого детей вообще нет. При этом 100% респондентов из семей с пятью и более детьми счастливы.

Самыми несчастными по результатам исследования оказались бездетные пары в официальном браке. Похоже, что в отличие от британских мужчин, для которых брак обладает ценностью сам по себе и дает им смысл жизни, российские мужчины связывают семейные ценности именно с рождением и воспитанием детей. Интересно, что с точки зрения ценностной ориентации российские женщины оказались значительно ближе британцам, чем мужчины, – зачастую рождение детей (особенно если это второй или третий ребенок) понижает уровень счастья женщины.

Таким образом, различие в «брачных стратегиях» российских мужчин и женщин определяется именно отличиями во взглядах на брак и семейную жизнь. В силу того что в России брак утратил экономический смысл, ни мужчины, ни женщины не считают, что он даст им ощущение стабильности. Однако для женщин вступление в брак является ценностью само по себе. Пожалуй, поэтому оно резко повышает их уровень счастья. Для мужчин же брак – это своего рода «антиценность»: он не повышает ощущение стабильности и не придает смысл их жизни сам по себе. Главной семейной ценностью для российских мужчин остается рождение детей – от этого напрямую зависит их счастье в браке.