Экономика и курс: Крепкий рубль – не проблема
В России часто приходится слышать призывы к ослаблению российского рубля для стимулирования национальной экономики. Недавно тема вновь вышла на первый план: снижение курса рубля для повышения конкурентоспособности национальной экономики предлагается МЭР России. Министр финансов выступил за то, чтобы подстегнуть экономический рост за счет ослабления рубля. Фактически к резкому снижению курса призывает и Сергей Глазьев, говоря о необходимости значительно нарастить денежное предложение в России. Поэтому мы в Институте Гайдара решили понять, какое влияние оказывала динамика реального курса рубля на состояние российской промышленности и действительно ли с помощью ослабления курса можно добиться ускорения экономического роста.
В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в период между кризисами 1998 и 2008 гг. ЦБ РФ оказывал существенное влияние на процесс курсообразования, предотвращая укрепление рубля в номинальном выражении за счет проведения валютных интервенций. При этом в качестве обоснования такой политики указывалось в том числе стремление поддержать конкурентоспособность российского экспорта. Органы денежно-кредитного регулирования были вынуждены фактически отказаться от контроля над инфляцией ради сдерживания процесса укрепления рубля в номинальном выражении. При этом, даже несмотря на стерилизацию части рублевой эмиссии в стабилизационном фонде, инфляция в России все равно оставалась высокой, а следовательно, реальный курс рубля рос.
Часто говорят о том, что укрепление рубля оказывало негативное влияние на динамику российского ВВП. Однако нам удалось установить отсутствие значимого статистического влияния изменения реального валютного курса на совокупный объем производства отраслей российской промышленности в 2001–2008 гг. В российских условиях говорить об однозначном доминировании положительных или отрицательных эффектов от укрепления валютного курса невозможно. В то же время были выявлены группы отраслей, выигрывающих и проигрывающих от укрепления реального курса, а также не зависящих от данного фактора. К первой группе относятся, среди прочих, металлургия, легкая промышленность и автомобильная промышленность, т. е. отрасли, ориентированные в основном на внутренний рынок и использующие импортные комплектующие при производстве. Во вторую группу вошли многие экспортоориентированные отрасли: топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность. При укреплении национальной валюты объем их экспортной выручки снижается. Для ряда отраслей, например для пищевой промышленности, влияние изменений валютного курса является нейтральным.
Как будет развиваться российская экономика, если курс рубля будет укрепляться? А если курс будет ослабляться?
Следует заметить, что при заявленной политике ЦБ РФ, направленной на таргетирование инфляции и сглаживание колебаний курса рубля (при отсутствии влияния на его долгосрочный тренд), можно ожидать постепенного роста реального эффективного курса рубля в среднесрочной и долгосрочной перспективе в силу сокращения отставания уровня производительности труда в России от развитых стран и, следовательно, действия эффекта Балассы – Самуэльсона. Наши оценки говорят о том, что при такой тенденции не следует ожидать значительного влияния курса рубля на выпуск в экономике в целом.
При этом отрасли будут по-разному реагировать на медленный рост курса. В экспортоориентированных и конкурирующих с импортом отраслях может наблюдаться снижение производства. В то же время отрасли, ориентированные на внутренний рынок, могут выиграть от укрепления рубля и увеличить свое производство. В рамках такого сценария российская экономика может снизить зависимость от сырьевого экспорта и стать более диверсифицированной. Кроме того, отрицательное влияние укрепления рубля на отрасли, конкурирующие с импортом, может способствовать увеличению их эффективности, что также будет способствовать модернизации экономики. Следует также заметить, что из анализа интенсивности влияния динамики курса на отрасли следует, что падение выпуска в экспортоориентированных отраслях при росте курса не столь существенно по сравнению с ростом производства во многих других отраслях.
Сценарий ослабления курса рубля является менее вероятным в силу отмеченных выше причин. Однако он все же может реализоваться, например, при долговременном снижении цен на нефть. Основываясь на полученных нами результатах, можно предположить, что при ослаблении рубля российская экономика в целом в среднесрочном периоде не столкнется со значительным снижением выпуска, однако его структура будет иной. От ослабления курса выиграют экспортоориентированные отрасли и отрасли, конкурирующие с импортом. У данных отраслей не будет сильных стимулов к повышению эффективности производства. Тем самым российская экономика лишь увеличит свою зависимость от состояния мировых рынков сырьевых товаров.
В целом, на наш взгляд, наилучшей политикой в области валютного курса является следование рыночным тенденциям без существенного вмешательства органов денежно-кредитного регулирования в процесс курсообразования. Отметим, что именно такой политики намерен придерживаться ЦБ РФ и, по нашему мнению, она в наибольшей степени соответствует целям долгосрочного экономического развития страны.