Винодельня строгого режима
Итальянские предприниматели решили помочь заключенным приобрести профессиональные навыки, которые могут пригодиться на свободеЗаключенному Умберто П. 41 год. Он осужден на 22 года тюрьмы. «Открытие винодельни на острове – это знак доверия таким людям, как я. Мы совершили ужасные ошибки, но нам нужно дать шанс исправиться, – говорит он и добавляет: – Работа здесь – это своего рода терапия».
В итальянских барах и ресторанах в этом году нарасхват шло новое белое вино старой винодельческой компании Marсhesi de Frescobaldi. И мало кто из посетителей знал, что оно сделано руками заключенных из государственной тюрьмы на острове Горгона. Ламберто Фрескобалди, вице-президент Marchesi de Frescobaldi, даже прослезился, когда в первый раз его попробовал. «У этого вина многогранный и глубокий вкус. Его трудно сразу понять и определить», – сказал он о новом продукте. Но говорил он, похоже, не только о вине, а в целом о новом проекте его компании и о людях, которые воплощают его в реальность.
Для изготовления вина используют сорт винограда Gorgona (Горгона), который выращивают на единственной плантации величиной с гектар на маленьком острове с одноименным названием в тосканском архипелаге. На острове находится колония строгого режима, где содержатся преступники, отбывающие длительные сроки наказания. «Это вино сделано руками тех, кто мечтает о новом будущем», – говорит Фрескобалди.
Компания Marchesi de Frescobaldi, винодельня с 700-летней историей, начала сотрудничество с тюрьмой «Горгона» в августе прошлого года. Целью было обучить заключенных технике изготовления вина. После первого урожая компания выпустила 2700 бутылок. Вся продукция была распродана в лучших барах и ресторанах Италии и других стран.
Впервые виноградная плантация была создана на острове в 1999 г. Но потом ее забросили. В 2009 г. ее начал приводить в порядок заключенный с Сицилии – Сальваторе. Сейчас он уже отсидел срок и вышел на свободу.
Фрескобалди надеется, что проект окупит себя. Семья предпринимателей купила винодельню и планирует удвоить ее размер. Проект частично финансируется итальянским министерством юстиции, которое вложило в него 500 000 евро.
«Я попросил, чтобы меня отправили сюда, поскольку здесь я могу работать и проводить время с пользой», – рассказывает 30-летний заключенный Брайн Б. Он осужден на 13 лет. «Время летит, когда я хожу по рядам винограда на плантации», – говорит он и добавляет, что хотел бы работать в винодельческой отрасли и после освобождения.
Раз в неделю на остров приезжают эксперты компании – два агронома и энолог. А сам Фрескобалди посещает Горгону раз в месяц. Marchesi de Frescobaldi платит узникам за возделывание плантаций и обязуется нанять их на работу после выхода из тюрьмы. Тем не менее по правилам колонии заключенные не имеют права пробовать вино собственного изготовления.
31-летний Франческо П. с Сицилии гордится тем, что слывет среди заключенных знатоком вина и учителем виноделия. Оставшийся срок наказания он исчисляет не в годах, а в урожаях. «Здесь я чувствую себя свободным», – признается он.
86-летняя Луиза Читти-Контини – единственная постоянная жительница острова. Она живет тут одна со своей кошкой, а окна ее маленького домика смотрят прямо на бухту. Луиза считает, что «узникам полезно работать. Иначе что они буду делать целыми днями?».
Министр юстиции Италии надеется, что модель, созданную на Горгоне, удастся внедрить и в других государственных тюрьмах. Помимо вина 50 узников «Горгоны» выпускают сыр, оливковое масло и мед. Они также выращивают овощи и занимаются скотоводством. В камерах они проводят только ночь.
Для заключенных по всей стране Горгона стала вожделенным местом для отбывания срока. Заключенные проходят отбор, их отправляют сюда после многих лет, проведенных в других тюрьмах. «Такая престижная компания, как Marchesi de Frescobaldi, дает заключенным возможность почувствовать связь с внешним миром. Она же дает им шанс на возвращение к нормальной жизни в будущем», – говорит Мария Грация Джампикколо, комендант «Горгоны». Она добавляет, что обеспечение заключенных работой снижает количество повторных преступлений по выходе на свободу и готовит узников к будущей жизни за пределами тюрьмы.