Социальный бизнес: Непростая ноша
На шесть лет, что фонд занимается развитием и поддержкой социального предпринимательства, мы познакомились со множеством уникальных людей по всей России и поддержали около 100 социальных предпринимателей. Мы получили неоценимый опыт, которым готовы делиться.
В продвижении идей социального предпринимательства мы сталкиваемся с такой проблемой, как уровень осведомленности и доверия граждан. У многих сейчас нет понимания, что такое социальное предпринимательство. Более того, наше общество привыкло, что социальные услуги оказывает только государство. Как научить доверять частному сектору? Предложить такого предпринимателя, чью миссию и ценности разделяет клиент. Сейчас я говорю о таких ценностях, как гуманизм и справедливость. Для того чтобы помочь аудитории найти на рынке «правильные» товары и услуги, мы создали и зарегистрировали товарный знак «Продукция социального предпринимательства». «Приятно сознавать, что ты помогаешь» – такие мысли, согласно небольшому социологическому опросу, который мы проводили на нашем сайте, посещают тех, кто осознанно выбирает товары и услуги социального предпринимателя. Совместно с соцпредпринимателями мы разрабатываем Кодекс социального предпринимателя. Он будет представлен публике в рамках Международного дня социального бизнеса, который впервые пройдет в России 28 июня, совместная инициатива ТПП РФ, Российского микрофинансового центра и фонда «Наше будущее».
«Наше будущее»
Некоммерческая организация. Учредитель – Вагит Алекперов. Финансовые показатели (2012 г.): поступление средств – 241,3 млн руб., расходование средств – 210,1 млн руб. Создан в 2007 г.
Конкуренция
Даже для самого талантливого бизнес-лидера заниматься социальным предпринимательством, созданным не во имя зарабатывания денег, а ради решения конкретной социальной проблемы, непросто вдвойне. Во-первых, социальное предпринимательство несет на себе дополнительную нагрузку – наравне с традиционным бизнесом оно должно быть финансово устойчивым и одновременно выполнять социальную миссию. Во-вторых, социальный предприниматель должен конкурировать в том числе с бизнесменами, которые завоевывают клиентов максимально доступными методами. Социальные предприниматели придерживаются принципов «справедливой торговли», этичны во взаимоотношениях с клиентами, к тому же они немного альтруисты по натуре: их деятельность – это дело их жизни, не просто работа. Ноша эта непроста, но почетна. Сегодня на наших глазах рождается новое поколение предпринимателей. Думаю, быть пионером новой социально ориентированной экономики – сложная задача, достойная лучших.
Доверие
На законных основаниях
Многие из нас думают, что законы ограничивают нашу деятельность. В данном случае отсутствие закона о соцпредпринимательстве делает деятельность социальных предпринимателей приравненной к бизнесу традиционному, хотя возможности у них разные. Один нацелен на максимальную прибыль, другой – на максимально положительное социальное воздействие от своей деятельности. При этом, например, им приходится платить одинаковую арендную плату...
Сегодня социальное предпринимательство фигурирует только в одном государственном документе – приказе № 220 Минэкономразвития. Мы подготовили свое экспертное предложение по законопроекту о социальном предпринимательстве. В нем прописан статус социального предпринимателя (критерии такой деятельности и порядок определения социального предприятия), предлагаемые меры государственной поддержки. Приоритетность и актуальность социальных проблем региона будет определять сам субъект РФ, с тем чтобы предпринимательское сообщество предлагало наиболее жизнеспособные решения.
С принятием такого закона в России официально появится новый вид деятельности – социальное предпринимательство. Для сравнения: Великобритания приняла такой закон в 2005 г. – и сегодня там работает 68 000 социальных предприятий.
Признание
Социальные предприниматели во всем мире признаны мастерами в решении социальных проблем регионального характера, и это справедливо: они каждый день сталкиваются с этими проблемами лицом к лицу. Но признательность клиентов – это не все. Признание властями региона дало бы социальным предпринимателям инфраструктурную поддержку. Например, участие в конкурсе Минэкономразвития предприниматели могут принять только через региональные министерства, т. е. региональные власти должны подать заявку на участие в программе и выделить софинансирование из региональных бюджетов.
Отраслевые особенности
Социальные предприниматели – врачеватели общества и работают там, где существуют социальные проблемы, практически в любой сфере, не только в сфере социальных услуг. Поэтому препятствий для развития может быть очень много, в том числе отраслевых. Например, в сфере дошкольного образования это ограничения для индивидуальных предпринимателей вести образовательную деятельность (пока по закону они имеют право осуществлять только деятельность «по уходу и присмотру» за ребенком). Можно долго перечислять. Возможный путь для социальных предпринимателей – это объединение социальных предпринимателей в ассоциации по отраслям для коллективного представления своих интересов.
Обучение
С одной стороны, социальное предпринимательство – это выбор сердца, научить ему невозможно. Но социальные предприниматели, как и традиционный бизнес, вынуждены действовать в условиях открытого рынка, поэтому научиться основам бизнеса крайне важно. Сегодня в России менее десятка образовательных программ по социальному предпринимательству, некоторые известны в своих регионах, но не имеют федерального охвата. Мы только что запустили совместно разработанную программу дополнительного образования в МГУ им. М. В. Ломоносова, чуть раньше была запущена программа в Высшей школе менеджмента СПбГУ. Сейчас перед нами стоит задача разработать расширенную программу и перевести ее в дистанционный формат обучения.
Вызовы времени
Развитие социального предпринимательства сейчас находится на начальном этапе, а вызовы времени огромны. Стоит только начать перечислять: очереди в детские сады, безработица молодежи, исключенность из рынка людей старшего возраста, экологические проблемы, тяжелые заболевания... Чтобы эффективно решать эти проблемы, надо создавать инфраструктурную поддержку социальным предпринимателям. Здесь нужны объединенные усилия государства, малого, среднего и крупного бизнеса, некоммерческих организаций, простых граждан... Мы искренне верим, что это реально. Надо объединяться – вместе мы сможем многое! n