Популярная цель
Забота о кадровом ресурсе, развитие регионального предпринимательства, построение межсекторной коммуникации и даже помощь детям могут быть напрямую связаны со стратегией развития бизнесаС 2009 по 2011 г. бюджет программы составил 119,2 млн руб., включая средства федерального, областного и городского бюджетов. Средства «Северстали» – 9,6 млн. С помощью проекта было создано более 2000 субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) с новыми рабочими местами на 8000 человек. Агентство также обучает предпринимателей и помогает им искать другие источники финансирования. Являясь исполнителем программы «Гарантийный фонд» правительства Вологодской области, агентство предоставило более 120 поручительств по кредитам, взятым в банках на развитие бизнеса. Благодаря привлечению средств из областного и федерального бюджетов финансовую поддержку получили более 200 предпринимателей и 575 обучены бесплатно основам бизнеса.
Номинации 2013 г.
Проект «Лидеры корпоративной благотворительности в России» включает итоговый рэнкинг лучших программ года, который будет опубликован в ноябре, а также определение победителей в шести номинациях:. Номинация Минэкономразвития «Лучшая программа, способствующая развитию инфраструктуры деятельности НКО, благотворительности и добровольчества в регионе присутствия компании» Номинация РСПП «Лучшая программа корпоративной благотворительности в стратегии развития компании» Номинация Общественной палаты РФ «Лучшая программа, способствующая развитию волонтерства в России» Номинация International Business Leaders Forum «Лучшая программа, способствующая вовлечению молодежи в социально-экономическое развитие регионов РФ» Номинация Ассоциации менеджеров культуры (АМК) «Лучшая программа, направленная на поддержку современного искусства» Номинация Высшей школы менеджмента СПбГУ «Лучшая программа, способствующая развитию профессионального образования в РФ» Номинация газеты «Ведомости» «За наибольший прогресс»
В проекте «Лидеры корпоративной благотворительности в России», который газета «Ведомости», «Форум доноров» и PwC в этом году делают уже 6-й раз, две составляющие: исследование, результатом которого становится общий рэнкинг компаний, и отдельные конкурсы благотворительных программ в конкретных содержательных номинациях (см. врез на стр. В1). В 2012 г. таких номинаций было четыре, но самой популярной стала предложенная РСПП. Эксперты союза в прошлом году оценивали «Лучшие программы (проекты), раскрывающие политику корпоративной благотворительности и принципы социальных инвестиций компании». Конкурсантов оказалось рекордно много: из 52 участников всего проекта в этой номинации соревновалась 21 компания (для сравнения: в 2011 г. было 14 заявок, подробнее см. таблицу).
«Популярность этой номинации связана с тем, что, с одной стороны, она очень понятна компаниям, а с другой – дает широкий тематический спектр возможностей», – считает Наталья Каминарская, исполнительный секретарь «Форума доноров».
По словам Елены Феоктистовой, руководителя Центра КСО и нефинансовой отчетности РСПП, номинация предназначена для того, чтобы компании показали свою целенаправленную политику социальной активности как часть общей стратегии развития, поэтому анализируется опыт компаний в непосредственной связи со стратегией бизнеса. И количественный рост программ, которые номинировались, говорит о том, что компании все чаще строят корпоративную благотворительность на системном уровне, увязывая ее с бизнес-процессами.
Одновременно с ростом количества участников стало больше и победителей: призовые места разделили шесть компаний – по две на каждое место. Это говорит не только о количественном росте в сфере социальных инвестиций, но и качественном, о том, что компании в последние годы стали придавать довольно большое значение вопросам эффективности социальной политики. «Пару лет назад мы вообще первое место не присуждали, – подчеркнула Феоктистова. – Мы тогда сочли, что нет такой заявки и такой практики, которую можно было выделить как лучшую, как пример для подражания. Сейчас же у всех победителей достаточно высокий уровень».
С годами круг участников проекта не сильно расширился: в различных номинациях рэнкинга соревнуются уже несколько лет подряд преимущественно одни и те же компании. Это значит, что определился устойчивый пул компаний, системно занимающихся благотворительностью и готовых об этом рассказывать, а новых открытий в этой области происходит не так уж много. «Хотелось бы, конечно, чтобы участников конкурса было больше, но радует тот факт, что новые компании все же появляются, причем из среднего бизнеса. И даже становятся победителями, как, например, Бинбанк», – отметила Феоктистова.
Тем не менее направленность социальных инвестиций компаний весьма разнообразна: от развития предпринимательства в регионе присутствия до адресной помощи детям. Существенно различаются также и временные и финансовые масштабы проектов.
Кадровый дефицит
Одним из победителей номинации в прошлом году стал проект компании «Еврохим» «Инкубатор профессиональных компетенций: карьерный лифт для региональной молодежи». Мотивация компании известна: в регионах, где расположены ее предприятия, молодые специалисты-инженеры были не на нужном уровне подготовки, а готовить новые по своим стандартам было сложно – в школах химия перестала интересовать учеников, квалификация преподавателей снижалась.
Чтобы обеспечить себя кадрами, «Еврохим» начал сотрудничать с вузами, участвуя в разработке современных образовательных программ и развивая профориентацию в школах. С 2005 г. компания строит региональную сеть «Еврохим»-классов и налаживает связи с ведущими вузами химико-технологического и горно-технологического профиля. На практике это означает создание и поддержание различных площадок для общения и развития: научно-технические конференции, слеты молодых специалистов «Еврохима», целевое обучение в профильных вузах и практика на предприятиях компании, именные корпоративные стипендии. Отдельная часть работы посвящена региональным учителям-химикам – методические семинары и курсы повышения квалификации.
«Благодаря «Инкубатору профессиональных компетенций» в «Еврохим» ежегодно трудоустраиваются от 100 до 150 молодых специалистов, а всего с 2005 г. принято более 1200 человек. В 2013–2016 гг. компания рассчитывает нанять на работу не менее 1000 молодых инженеров», – рассказывает Владимир Торин, глава PR-направления «Еврохима». Компания ежегодно увеличивает бюджет проекта, в 2011 г. на него было выделено 14,1 млн руб., в 2012 г. – 17 млн руб., в 2013 г. – более 21 млн руб., за счет этого растет количество стипендиатов и учителей, участвующих в программе, а также развивается научная составляющая: в 2012 г. началась работа по созданию двух научных лабораторий – в Новочеркасске и Москве – и «Института калия» в Перми.
«Опыт «Еврохима» – интересный пример того, как социальная программа одновременно работает и на цели компании, и на общественные, – комментирует Феоктистова. – В созданных классах все ребята получают лучшие знания и тем самым имеют более высокие шансы поступить в вузы. И необязательно, что они потом пойдут работать в «Еврохим».
Еще одна компания, уделяющая внимание проблеме кадрового будущего, – «Металлоинвест» при тематической схожести проблем с «Еврохимом» пошла иным путем. Ее предприятия также расположены в малых городах (порядка 100 000 человек), и отток активной молодежи в районные центры и мегаполисы – одна из главных проблем кадрового ресурса региона. Компания поставила цель: создать возможность для самореализации местной молодежи в регионе проживания, т. е. в местах дислокации ее предприятий.
В программе «Школа полезного действия «Металлоинвест» (ШПД) молодых людей обучают навыкам социального проектирования, а затем их лучшие проекты получают грантовое финансирование. Среди них «Клуб креативных бабушек и дедушек» в Старом Осколе, который направлен на поддержку активности пенсионеров, и «Невидимые дети» в Железногорске – ориентирован на социализацию воспитанников Новоандросовского детского дома.
В номинации РСПП эта программа заняла 2-е место. «Одна из основных задач программы – показать молодежи, что реализовать себя, добиться успеха в жизни можно в городе, где ты родился и живешь, – говорит Юлия Мазанова, директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест». – Обучая подростков социальному проектированию и поддерживая их в реализации общественно значимых проектов, мы стремимся показать им возможность влиять на свое будущее, на будущее своего города, региона».
Размер грантового фонда на год составляет 360 000 руб. на четыре города (по 90 000 руб. на один город), что не слишком много, но их выделение предполагает обязательное привлечение и других ресурсов. Чтобы помочь подросткам находить партнеров, компания создала биржу социальных проектов, на которую приглашаются представители администрации, малого бизнеса, учебных заведений, общественных организаций, жители города. Железногорский проект «Невидимые дети», например, собрал на бирже предложения помощи от 68 волонтеров и приобрел поддержку предпринимателей города. Необходимость привлекать в проекты ресурсы других партнеров должна показать школьникам, что для реализации их проектов требуется прежде всего их желание изменить мир вокруг себя, а также активная жизненная позиция, командная работа и партнерство.
«Программа создает условия для самореализации молодежи, закладывает основы для устойчивого развития городов и регионов присутствия компании», – считает Мазанова. В 2011 г. в четырех городах присутствия в ней участвовало 1000 человек, из них 600 – школьники, остальные – педагоги, специалисты и эксперты. Бюджет программы в 2011 г. составил 3 млн руб.
Развитие предпринимательства
Череповец – моногород «Северстали», поэтому целью его программы корпоративной благотворительности стало содействие экономическому развитию и социальной стабильности в городе. Еще в 1999 г. компания вместе с мэрией Череповца на паритетных началах создали Агентство городского развития (НП «АГР»). На тот момент его основной задачей было обучение безработных граждан созданию собственного небольшого бизнеса. Со временем спектр задач расширился, оно занялось развитием предпринимательства не только в Череповце, но и во всей Вологодской области, помогая уже существующим предприятиям находить партнеров, выходить на новые рынки. С началом кризиса в 2008 г. запрос на помощь в открытии новых предприятий снова вырос, говорит заместитель директора НП «АГР» Оксана Лукьяненкова.
«Северсталь в Череповце – ключевой работодатель, но не все жители города могут там работать, – комментирует Феоктистова. – Программа напрямую связана со стратегией компании. Во-первых, речь идет о создании благоприятного климата для людей, которые там живут. Во-вторых, это и вклад в повышение потенциала региона. И одновременно компания решает задачи социально-ответственной реструктуризации: ведь можно забыть тех, кого ты увольняешь, а можно позаботиться о том, чтобы они остались на плаву. У «Северстали» была задача, связанная с развитием предприятия, с одной стороны, с развитием региона – с другой, а с третьей стороны – с созданием социальной среды. Я считаю, что это очень хорошая модель, которую можно использовать и тиражировать».
Межсекторная коммуникация
Модель разрешения конфликтных ситуаций бизнеса и местных сообществ и способы продвижения общественных инициатив с помощью компании демонстрирует программа «Сахалин энерджи», занявшая в номинации 2-е место в 2012 г.
В 2003 г. компания начала строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), но ее приход вызвал противоречивые чувства у населения. Стремясь снизить социальную напряженность в не слишком благополучном Сахалинском регионе и укрепляя свою репутацию, «Сахалин энерджи» поддержала разработку и финансирование нескольких социальных проектов. Однако местные жители выразили недовольство неэффективным, по их мнению, расходованием этих средств. Сложившаяся ситуация требовала инструмента, который бы обеспечивал открытость и прозрачность социальных программ и учитывал бы потребности всех заинтересованных сторон.
В 2004 г. был создан Корсаковский партнерский совет по устойчивому развитию с участием представителей органов власти, общества и бизнеса. «С тех пор все решения принимаются совместно, с учетом мнения самих жителей Корсаковского района, – рассказывает Анна Лыгина, руководитель группы социальных инвестиций управления по связям с общественностью «Сахалин энерджи инвестмент компани, лтд.». – Проекты инициирует общественность Корсаковского района, компания оказывает им финансовую поддержку. Поэтому постепенно отношение к программам, финансируемым компанией, и к самой компании изменилось».
Совет определил несколько актуальных для города направлений: безопасность, здравоохранение и окружающая среда. Рассматриваются проекты двух типов: масштабные (финансирование свыше 80 000 руб.) и небольшие инициативы (до 80 000 руб.). Всего с 2005 г. Корсаковский партнерский совет по устойчивому развитию поддержал более 50 крупных проектов и 90 инициатив в рамках конкурсной социальной программы «Инициативы Корсакова». Общая сумма социальных инвестиций составила более 70 млн руб.
По словам Юрия Благова, директора Центра КСО Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ, опыт «Сахалин энерджи» – пример эффективного достижения консенсуса. «Проект «Сахалин-2» развивался очень быстро, затрагивал интересы многих заинтересованных сторон, не всегда готовых адекватно реагировать на происходившие изменения в социально-экономическом укладе острова. Корсаковский совет по устойчивому развитию переводит процесс принятия решений о социальных инвестициях из области внутрикорпоративной практики в сферу равноправного и прозрачного взаимодействия бизнеса и общества», – говорит он.
Помощь детям
Бизнес в России традиционно и чаще всего избирает детей в качестве адресатов благотворительности (см. инфографику на стр. B5), но диапазон и характер подобной помощи может быть разнообразным. Это показали две программы, занявшие в номинации РСПП 3-е место: Бинбанка и ООО «Крафт фудс рус».
Благотворительная программа Бинбанка «Помощь детям – лучший вклад в будущее» состоит из нескольких направлений, но в основном это материальная помощь больным или нуждающимся в заботе детям и поддержка сирот. Банк на это выделяет свои средства и инициирует сбор пожертвований от клиентов, партнеров и сотрудников (программный модуль «Помоги вместе с Бинбанком!», реализуется в 33 регионах присутствия). Через банк можно перевести платеж НКО без комиссии. Бюджет программы в 2011 г. составил 11 122 486 руб., в том числе 9 821 160 руб. – из бюджета банка, помогли 1848 детям, из них 1668 – сироты, 180 – дети, находящиеся на лечении.
«Кроме адресной помощи банк начал программу социальной адаптации детей-сирот. Подготовка детей-сирот к жизни за пределами детского учреждения, их образование и профориентация, помощь в трудоустройстве – очень актуально», – рассказывает Мария Степанова, руководитель проектов по спонсорству и благотворительности департамента и маркетинга Бинбанка.
Банк оплачивает работу различных специалистов: психологов, логопедов, учителей и других, но его вклад не только материальный. «Именно от сотрудников банка поступило предложение организовать шефство. Общение с ребенком продолжительное время – лично, по телефону, по переписке – очень полезно для того, чтобы его поддерживать», – рассказала Нинель Карасева, президент фонда «Бюро добрых дел», партнера программы.
Международная компания «Мон'дэлис Русь» (до мая 2013 г. – «Крафт фудс рус»), занимающаяся производством продуктов питания, во всех регионах своего присутствия учит школьников здоровому образу жизни. В Великобритании, например, уроки здорового питания компании интегрированы в государственные образовательные программы. «Проект «Будь здоров!» был создан на основе программы Health4Schools, которую компания делала в 100 школах Великобритании с 2004 г.», – рассказала Яна Гуськова, директор по корпоративным вопросам и отношениям с государственными органами власти ООО «Мон'дэлис Русь».
В России его развернули в регионах, где сосредоточены основные производства, – в Ленинградской, Владимирской и Новгородской областях. В фокус внимания попали преимущественно сельские школы и школы из небольших провинциальных городов. Каждая такая школа может получить грант, представив проект, посвященный развитию здорового образа жизни. На занятиях, финансируемых компанией, детей учат, например, варить полезные и вкусные каши, самостоятельно выращивать овощи и активно двигаться. Школы также получают современное оборудование для столовых и «классов здоровья».
Партнер компании – НКО, организующая грантовый конкурс, – «CAF Россия». «Сельские школы все еще остаются центрами культурной жизни, – рассказывает Ирина Ерза, руководитель программ «CAF Россия». – При этом у них существуют особые сложности с обустройством столовой и с проведением детьми свободного времени. Кроме того, привлечение родителей к школьной жизни – серьезная проблема. Программа объединила решение всех проблем <...> Детям интересно, потому что это не скучная пропаганда «как надо», они сами пробуют здоровый образ жизни на вкус».
«Это очень интересная программа, – комментирует Феоктистова. – с множеством интересных подходов к теме здорового питания. Вовлеченными оказываются все: дети, учителя и родители. Проект решает не просто какую-то техническую задачу, он меняет мировоззрение, отношение к жизни».
В 2013 г. номинация РСПП будет называться «Лучшая программа (проект) корпоративной благотворительности в стратегии развития компании». Так, ее учредители хотят еще более подчеркнуть, что важно увязывать благотворительную и бизнес-деятельность. «У корпоративной благотворительности своя специфика, она отличается от частной, – поясняет Феоктистова. – Все, что делает компания, должно работать не только на благополучателя, но и на интересы территорий и компании».