Игроки: Универсального рецепта нет

Odgers Berndtson

Рекрутинговая компания. Управляющие партнеры: Майкл Меллинк, Клаус Хансен, Стив Поттер, Карл Ловас, Хакан Экстром, Кестер Скроуп. Выручка (2012 г.) – $208 млн.Основана в 1965 г. По итогам 2012 г. сеть объединяет 53 офиса, более 200 партнеров и 400 консультантов в 30 странах мира.

С постоянным ростом интереса к благотворительности, увеличением числа и разнообразия благотворительных проектов вопросы эффективности этой деятельности и подходов к ее оценке привлекают все большее внимание со стороны профессионалов, благополучателей и общественности. На одной из секций конференции «Благотворительность в России» руководители благотворительных фондов и социальных программ бизнеса проанализировали различные аспекты планирования и оценки эффективности филантропических проектов.

Показатели эффективности

Проблема оценки эффективности социальных проектов сложна и многомерна: с одной стороны, само понятие эффективности благотворительности может быть различным в представлении доноров, благополучателей, государства и других заинтересованных сторон. С другой стороны, подходы к подсчету социальных эффектов также весьма различны в разных фондах и организациях, они представлены различными наборами показателей и сильно зависят от временного горизонта.

Среди показателей эффективности, которые используют при планировании и оценке результата своих проектов корпорации, чаще всего называются краткосрочные измеримые показатели, например: количество получивших помощь, объем собранной / выделенной помощи, количество распределенных грантов, охват целевой аудитории, снижение измеримых показателей социальной напряженности и т. д.

В то же время многие организации и программы предусматривают и долгосрочные качественные показатели и социальные эффекты (например: улучшение социальной среды; развитие просвещения; создание условий для развития талантливой молодежи и т. д.), однако в силу сложности их прогнозирования и учета, а также отдаленности во времени многих эффектов такие показатели скорее фигурируют в стратегических документах, миссии организации, но не в конкретных критериях успеха конкретного проекта.

На сложную картину ожидаемых качественных и количественных результатов также накладывается вопрос ресурсов: сколько было потрачено денег, человеко-часов и других ресурсов, чтоб достичь указанных целей? Поэтому в ситуации конкретной корпорации или фонда всегда приходится лавировать между разными критериями успеха (количественными и качественными, краткосрочными и долгосрочными) и при этом не забывать про издержки.

На этапе разработки социального проекта очень важно не забывать про долгосрочные цели, в то же время максимально используя формализуемые и измеримые показатели для демонстрации текущих результатов проекта.

Эффективность для кого?

Показатели эффективности могут кардинальным образом зависеть от того, кто задает этот вопрос, и от его приоритетов. Так, социальные программы бизнеса нередко предусматривают цели формирования благоприятной среды, повышения репутации или налаживания конструктивных отношений с местной властью. В то же время для частного донора или учредителя фонда показателем эффективности могут быть менее практические вещи – начиная от чувства полезности и морального удовлетворения до возможности воплотить в жизнь давнюю мечту или поучаствовать в решении социальной проблемы, задевающей его лично. Впрочем, вопрос репутации донора очень часто играет важную роль вне зависимости от того, финансируется благотворительный проект бизнесом или конкретным человеком.

Любой социальный менеджер знает, как важно разработать программу, генерирующую максимальный социальный эффект на вложенные средства и при этом по возможности не создающую возможностей для роста иждивенчества. В то же время благополучатели такой программы, демонстрирующие наибольшую склонность к иждивенчеству, желали бы, чтобы эта программа продолжалась всегда и по возможности предоставляла бы чем больше, тем лучше ресурсов в адрес каждого получателя.

Еще один пример кардинального расхождения приоритетов – это когда в бизнес-структуре эффективность социального проекта считается главным образом по числу публикаций в СМИ, которые были сгенерированы благодаря реализации этого проекта, в то время как менеджмент прилагает все усилия для того, чтобы из-за этого странного критерия успеха не растерять собственно социальные цели.

Для общества социальный проект тем более ценен и эффективен, чем больший эффект он способен сгенерировать с точки зрения долгосрочных социальных изменений и воздействия на социальную среду. Однако, как мы уже говорили, лишь очень немного выдающихся доноров готовы планировать деятельность своих фондов и производимые ими социальные изменения на 10–20–50 лет вперед, остальные находятся в плену короткого горизонта.

Наконец, такой важный показатель, как прозрачность проекта, также связанный с возможностью его контролировать на промежуточных этапах, нередко вступает в противоречие с уровнем административных издержек проекта, поскольку чем более мелкие детали в проекте контролируются, тем дороже это осуществить.

Таким образом, говоря об эффективности конкретного проекта, всегда стоит учитывать то, с чьей точки зрения эта эффективность рассматривается и какие критерии наиболее значимы именно в этом случае.

К социальным инвестициям

В последние годы среди российских доноров становится все более популярной концепция социальных инвестиций, когда любое пожертвование воспринимается как инвестиция, нацеленная на производство социальных и иных эффектов.

Эта концепция очень близка бизнесменам и в целом продуктивна с точки зрения нацеленности на эффективность социального проекта в утилитарном бизнес-смысле, т. е. «размер» результата на объем вложений. Концепция социальных инвестиций весьма часто используется при планировании социальных программ корпораций, у которых есть четкий перечень критериев, по которым они судят об эффективности тех или иных социальных инвестиций.

Возможности и риски

Довольно часто представления об эффективности благотворительных проектов ограничены количеством показателей, которые возможно спланировать и измерить, что в конечном счете ограничивает видение, мешает качеству проектирования и ухудшает финальные результаты. Всем заинтересованным сторонам необходимо чаще говорить о качественных и количественных, краткосрочных и долгосрочных эффектах социальных проектов, в том числе тех, которые невозможно спрогнозировать, для расширения своих представлений и улучшения качества нашей работы.