Игроки: Нет культуры взаимопонимания
ОАО «Минерально-химическая компания «Еврохим»
Производитель удобрений. Совладельцы (данные компании на 31 декабря 2012 г.): Андрей Мельниченко (81,6%), Дмитрий Стрежнев (6,9%), EuroChem Capital Management (11,5%, собственные выкупленные акции). Финансовые показатели (МСФО, 2012 г.): выручка – 166,5 млрд руб., чистая прибыль – 32,6 млрд руб.
Сегодня говорить про корпоративную социальную ответственность (КСО) модно. Дети, учителя, врачи, пенсионеры – сплошь выгодные темы для грамотного позиционирования социальной ответственности компаний или важных социальных инициатив того или иного фонда. В действительности же работа в этом направлении – это тяжелый труд, глубоко системный и проработанный и не имеющий ничего общего с массовыми представлениями о том, что это такое и зачем это делается. Существует определенное количество прекрасных инициатив, опыт которых надо раскручивать и пропагандировать, но эти инициативы скорее единичные, уникальные, не ставшие массовой практикой. Безусловно, здесь очень многое делается теми институциями, которые повышают профессионализацию и коммуникации сферы благотворительности: например, газета «Ведомости», «Форум доноров». С другой стороны, пока еще очень низок уровень долгосрочного партнерства и кооперации между субъектами сферы благотворительности и КСО, когда все остаются на своих позициях и не хотят слышать друг друга. Мы получаем сотни звонков и писем с просьбой просто дать денег. То есть подавляющее большинство организаций просто хотят получить деньги, но при этом слабо понимают корпоративные приоритеты, требования к прозрачности и отчетности, я уже не говорю о проектном подходе, когда деньги даются, проще говоря, не на рыбу, а на удочку. Работа с профессиональными фондами, которые могут делать благотворительность качественно, мне кажется, в нашей стране еще только в начале пути.
Необходимо понять, что сегодня время отдельных, несистемных действий бизнеса, бюджетных и некоммерческих организаций прошло. Ни одна из действительно комплексных задач развития территорий и социальных систем не может быть решена отдельно местными властями или общественными организациями. Действуя по отдельности, решить задачи развития невозможно. Кооперационное партнерство и учет взаимных интересов должны, если хотите, стать самой обыденной практикой. Это базовое условие.
Второе условие – это нацеленность проектов на реальные изменения и создание новых социальных инфраструктур. В корпоративной благотворительности интенсивно идет переход от согласованной с местными властями и сообществами поддержки существующих организаций соцсферы к проблемно ориентированному инвестированию, направленному на решение задач бизнеса и комплексных проблем. Например, позиция «Еврохима» состоит в том, чтобы наряду с традиционной целевой поддержкой местных организаций здравоохранения, образования, социальной защиты, от которой компания не собирается отказываться, концентрировать ресурсы, которые мы, по сути, считаем социальными инвестициями, на создании принципиально новых инфраструктур социального развития и благополучия. С этой точки зрения, и с ней согласны эксперты, нужно не только способствовать обновлению местных больниц, которые борются с последствиями нездорового образа жизни, но и в опережающем темпе поддерживать создание условий для массового спорта, который устраняет сами причины заболеваемости.
Суть новых проектов корпоративной социальной ответственности состоит в борьбе с причинами низкого качества жизни и создании точек роста, позитивных образцов. Все это необходимо делать современными средствами, я имею в виду современные технологии работы на основе кооперации местных сообществ, власти и бизнеса. У нас два таких проблемно ориентированных проекта, имеющих программный и межрегиональный характер. Один заключается в повышении уровня здоровья и создании более качественных условий для жизни за счет создания сети массового детского хоккея в малых городах, т. е. создаваемые нами ледовые арены изначально проектируются как площадки для детских спортивных школ и база соревновательного процесса. Второй проект касается создания кадровой вертикали для наших предприятий – в условиях катастрофического снижения престижа и уровня преподавания естественных наук в школе. Где расширяющейся международной компании взять 6000 новых работников, если по базисному учебному плану предусмотрен только один урок химии в неделю? И в этой ситуации мы просто вынуждены на существующей образовательной инфраструктуре – а где-то просто с нуля – строить всю кадровую вертикаль. Система включает сеть школьных химических лабораторий, программу подготовки учителей, целевое обучение и стипендии в вузах, производственную практику на предприятиях. Обе эти программы достаточно известны и отмечены наградами РСПП, «Форума доноров» и т. д. и стали результатом кооперации на разных уровнях, о которой я уже ранее говорил.
В долгосрочной перспективе интересы бизнеса, местных властей и общественных организаций действительно могут и должны кооперироваться. Современные проекты по-иному не сделаешь. Нам всем предстоит много совместной работы, направленной прежде всего на развитие культуры взаимопонимания. А там, глядишь, и правильно организованные масштабные социальные проекты подтянутся.