Учить добру за деньги
Российских предпринимателей научат работать и на себя, и на общественное благо. В МГУ и СПбГУ открылись образовательные программы для бизнесменов в социальной сфере. Пока за их учебу платят фондыВ России появляется новый тип образовательных программ – в этом учебном году краткосрочные курсы для социальных предпринимателей открылись в МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ (в подразделении университета Высшая школа менеджмента, ВШМ СПбГУ). Обе открыты при финансовой и организационной поддержке благотворительных фондов: фонд «Наше будущее», учрежденный президентом и совладельцем «Лукойла» Вагитом Алекперовым, потратил 950 000 руб. на программу в Москве (20 слушателей), фонд Citi, подразделение Ситибанка, выделил 4,6 млн руб. ВШМ СПбГУ (100 студентов). Эти деньги пошли на разработку и оплату обучения студентов первой группы. Кроме этого фонд «Наше будущее» компенсировал транспортные расходы и проживание на время обучения участникам Санкт-Петербургской программы из регионов, на это ушло еще 1,5 млн руб. По итогам программы ее участники должны написать и защитить бизнес-план, а лучшие студенты в Санкт-Петербурге получат бесплатную менторскую поддержку от фонда «Агат», специализирующегося на поддержке молодых предпринимателей. Все слушатели отбирались по мотивационным эссе.
Рейтинг проблем
Перед началом обучения в ВШМ СПбГУ 100 слушателей программы назвали основные проблемы, мешающие развитию социального предпринимательства:. 1. Неопределенность понятия и правового статуса / неадекватные ожидания основных заинтересованных сторон. 2. Отсутствие / недостаточное развитие рыночной среды в области решения социальных проблем. 3. Низкая управленческая компетентность; отсутствие знаний и навыков ведения рыночной деятельности. 4. Недостаточная информационная и экспертная поддержка. 5. Отсутствие самоорганизации / сетевых коммуникаций.
Руслан Беляев, руководитель филиала Citi в Санкт-Петербурге, участвующий в отборе, говорит, что фонд сотрудничает с СПбГУ по предпринимательским программам уже четыре года, но социальный бизнес для него – новая тема. Такому предпринимателю нужно работать с нетрадиционными бизнес-моделями, а для этого нужны особые знания, объясняет Беляев причины появления нового курса.
В обе программы входят основы социального предпринимательства, разработка бизнес-плана и финансовый менеджмент. «Мы стремимся к созданию единых образовательных стандартов в подготовке социальных предпринимателей, поэтому программы имеют приблизительно одинаковую длительность и учебный план», – объясняет Наталия Зверева, директор фонда «Наше будущее».
«Мы трактуем свою программу не как популярные лекции для людей, не представляющих, что такое бизнес. Она строилась на тех методических подходах, которые используются на программах уровня МВА. Обучение очень интенсивное, с постоянной работой в группах и обсуждением реальных проектов их участников», – рассказывает Юрий Благов, руководитель программы «Управление проектами в области социального предпринимательства» ВШМ СПбГУ.
Среди слушателей курса в ВШМ СПбГУ– Мария Бондарь и Наталья Гаспарян из Санкт-Петербурга, владеющие туристической компанией для инвалидов «Либерти», а также Ольга Антипина из города Ирбита Свердловской области, где остро стоит проблема нехватки мест в яслях, – основательница центра кратковременного пребывания детей от одного года. Но в группе были и люди без предпринимательского опыта, поэтому не получилось обмена опытом и перспективных межрегиональных проектов, недоволен Вячеслав Горелов, социальный предприниматель с 2000 г. В родном селе Кривец Пермского края он создал туристическую базу, на территории которой поселил выходцев из детских домов и обеспечил их не только жильем, но и работой – они задействованы в обслуживании агробизнеса Горелова. Продукция, произведенная на ферме предпринимателя, реализуется через турбазу – туристы, по словам Горелова, увозят домой «полные багажники» фермерской еды. «В рамках образовательной программы хотелось бы получить больше практических знаний, слишком много воды, экскурсов в историю, – рассказал «Ведомостям» Горелов. – Вместе с тем очень понравился модуль, посвященный финансам». Как признается предприниматель, раньше он не работал в Exel, а теперь «засыпает и просыпается с таблицами». «Несмотря на озвученные минусы, обучение было очень полезным для меня, и я убежден, что такие программы необходимы», – смягчается Горелов.
Многого не знают
На Западе обучающие программы для социальных предпринимателей, как и само социальное предпринимательство, появились давно. Многие университеты мира выделили такое предпринимательство в отдельную образовательную дисциплину, которая преподается в разных форматах: от курсов повышения квалификации до полноценных MBA-программ. Так, в WU Executive Academy (Вена) сначала в 1994 г. была открыта краткосрочная программа для социальных предпринимателей в формате University Certificate Program, потом она была трансформирована в программу уровня Master of Advanced Studies (MAS), а с 2005 г. – в Professional MBA Social Management (два года обучения, стоимость – 15 000 евро). С этих пор каждый год на программе обучается около 20 человек, рассказала «Ведомостям» директор программы Рената Бабер.
В России социальных предпринимателей не более 1% от общего количества, по данным АСИ, а обучающих программ для них еще меньше. В Новосибирске в 2007 г. открылась школа социального предпринимательства «Новотерра», где проводится четырехдневный «практический тренажер» и оказывается поддержка после обучения. В Тюменском государственном нефтегазовом университете с 2010 г. есть 72-часовой курс «Инновационно-ориентированное социальное предпринимательство». С 2012 г. в регионах России при поддержке АСИ создаются Центры инноваций социальной сферы, некоторые из них планируют вести или уже проводят обучающие мероприятия (в Омске, Иркутске, Санкт-Петербурге).
По словам Евгения Дубровина, одного из основателей «Новотерры», часто студентам не хватает знаний по маркетингу и финансам, понимания специфики работы в сообществе и компетенции в работе со специфической аудиторией.
Главное, чему должны научиться социальные предприниматели, – уверенно чувствовать себя на рынке, считает Зверева. Чтобы помочь им, фонд «Наше будущее» планирует открыть обучающие программы в регионах и в дистанционном формате, обещает она.
Благотворительные фонды надеются, что рано или поздно эти программы станут коммерчески самостоятельными. Два человека из первого набора на программу в МГУ сами оплатили свою учебу, а следующий набор будет платным для всех слушателей (стоимость – 20 000 руб.). В МГУ программу в 79 академических часов рассчитывают проводить 2–3 раза в год по мере наполнения групп. В ВШМ СПбГУ пока рассчитывают на помощь спонсоров, но и здесь со временем должен произойти переход на самоокупаемость (курс длится 72 академических часа).
Предприниматели готовы платить за профильное образование, спрос на обучение социальному предпринимательству есть, уверены в фонде «Наше будущее». Впрочем, Вячеслав Горелов, обучавшийся в СПбГУ по приглашению и на деньги фонда, заявил, что от платного участия в программе он бы отказался. «Платить за кота в мешке не привык. Считаю, что деньги лучше потратить на очередной дом для сироты. К тому же для меня сумма, которую придется выделить на учебу в Москве или Санкт-Петербурге, возрастает в связи с необходимостью оплачивать перелет и проживание», – объясняет пермский бизнесмен.
Для того чтобы программы для социальных предпринимателей стали финансово независимыми, необходимо, чтобы тема социального предпринимательства стала популярна в обществе, чтобы людям, работающим в этом направлении, предоставлялась господдержка или различные льготы, полагает Руслан Беляев. «Пока приходится много и подробно объяснять, в чем суть этого вида деятельности, но результаты уже заметны», – говорит он.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).