Бизнес
Баланс портов и РЖД
СУЭК, наверное, крупнейший грузоотправитель на сети железных дорог – 100 млн т, на экспорт – 38 млн, включая примерно 25 млн через собственные порты. Планируется рост перевозок до 115 млн т и 50 млн соответственно, увеличение мощности портов – до 50 млн т. Я назвал эти цифры, чтобы показать нашу зависимость от состояния железнодорожной инфраструктуры.
Для нас одним из серьезных вызовов является необходимость сбалансировать программы развития портовой инфраструктуры и железной дороги. К сожалению, в разных портах существуют разные площадки по решению этой проблемы. Например, в Тамани – «дочка» «Росморпорта», в Усть-Луге – частная управляющая компания, в «Восточном-Находке» – «Ространсмодернизация». Мы считаем, что новый орган, о котором говорит Минтранс и который объединит на одной площадке обсуждение этих проблем, поможет систематизировать развитие и облегчить работу для РЖД.
Сейчас очень многие инвесторы заявляют о проектах, которые реализуются либо долго, либо вообще не реализуются. РЖД вынуждено реагировать, подстраивать инвестпрограмму под проекты с сомнительными перспективами и, соответственно, не реализует, вероятно, проекты, которые можно было бы успешно достроить.
Владимир Иванович [Якунин] отметил, что произошло кардинальное улучшение ситуации с инвестициями в железнодорожный транспорт. Государство понимает их необходимость, и это резко улучшит финансовые ожидания инвесторов и частных партнеров. Мы также считаем, что инструменты, которые сейчас разрабатываются или уже введены, например ценовой коридор, утвержденный ФСТ в декабре (перевозчик может менять инфраструктурную составляющую тарифа в рамках ценовых пределов. – «Ведомости»), теоретически позволяют РЖД реагировать на запросы инвесторов.
Очень важный момент – долгосрочное тарифное образование. К сожалению, те модели, которые ранее предлагались, приводили к резкому росту тарифов в первый период регулирования. Сейчас госорганы и экспертное сообщество настроены на то, чтобы выработать модель долгосрочного регулирования, которая позволяла бы предсказать рост тарифов или их фиксацию на много лет вперед.
Наши потребности в инвестициях в транспорт за ближайшие 10 лет составят сотни миллионов долларов. Есть очень позитивный опыт работы с РЖД – в частности, по Кузнецовскому тоннелю (новый тоннель на БАМе. – «Ведомости») – один из редких случаев, когда государство в лице инвестфонда, РЖД и частный партнер синхронно осуществили такой масштабный план. Сразу после введения Кузнецовского тоннеля у нас оборачиваемость грузов ускорилась на 20–30%. Примеры такие есть, и их можно множить.