Fiat купит и продаст Chrysler

Итальянский Fiat намерен полностью завладеть американским Chrysler и затем провести размещение акций объединенной компании в США
Daniel Acker
Daniel Acker / Bloomberg

Итальянская автомобилестроительная компания Fiat собирается стать отчасти американской, говорят люди, знакомые с ситуацией: разрабатывается план довести до 100% участие в Chrysler Group и вывести получившуюся компанию на биржу. Таким способом Fiat надеется улучшить финансовую ситуацию в компании.

Финансирование выкупа 41,5% акций Chrysler у UAW Retiree Medical Benefits Trust (пенсионного фонда Объединенного профсоюза работников автомобильной промышленности) Fiat обсуждает с группой банков, среди которых JPMorgan Chase, Bank of America Merrill Lynch и Deutsche Bank.

Fiat оценивает долю Chrysler, принадлежащую UAW Retiree Medical Benefits Trust, в $1,75 млрд, а сам фонд – в $4,27 млрд, спор будет решен в суде. В Fiat от комментариев отказались.

Размещение вновь сделает Chrysler публичной компанией – частной она стала в 2007 г., когда была выделена из компании DaimlerChrysler. По состоянию на конец года запас денежных средств и ликвидных активов Fiat (без Chrysler) составлял $14,45 млрд – достаточно, чтобы выкупить у UAW Retiree Medical Benefits Trust долю в Chrysler. Но использование этих средств может привести к понижению долгового рейтинга Fiat и, соответственно, росту стоимости заимствований. Осведомленный человек говорит, что гендиректор компании Серджо Маркьонне может пойти на этот риск. «Мы изучаем все возможности, но решения нельзя принять, пока неизвестна точная стоимость доли», – объясняет осведомленный человек.

Слияние могло бы помочь Fiat, который сейчас ограничен в доступе к средствам Chrysler условиями долговых соглашений последнего. Объединенной компании было бы проще рефинансировать долги и преодолеть ограничения, а размещение акций в США стало бы источником финансирования, говорят люди, знакомые с ситуацией.

Завершение слияния Fiat и Chrysler станет шагом на пути реализации планов Маркьонне. Он возглавил Fiat в 2004 г. и дал понять, что считает: компания сможет выжить, только если найдет партнера для создания автопроизводителя такого уровня, что он сможет конкурировать с General Motors, Volkswagen и Toyota. В 2012 г. производство каждой из трех перечисленных компаний превысило 8 млн автомобилей, Fiat выпустил около 2 млн машин, Chrysler – 2,4 млн. Недавно General Motors и Volkswagen объявили о миллиардных инвестициях в Китае, и необходимость наращивать масштабы производства для Fiat и Chrysler стала еще более актуальной.

Во время спада на автомобильном рынке США в 2009 г. многие эксперты полагали, что Chrysler не сможет выдержать конкуренции в мировых масштабах. В американском министерстве финансов даже думали о ликвидации компании, но тут появился Маркьонне и заключил сделку, по которой Fiat получил долю в 20% и оперативный контроль над Chrysler, уже прошедшим процедуру банкротства.

С тех пор Chrysler вернулся к прибыльности и смог вернуть долги правительству США, а Fiat увеличил долю в ней до 58,5%. Но тяжелая экономическая ситуация в Европе подорвала финансовое положение Fiat. И если бы не прибыли Chrysler, Fiat сейчас нес бы убытки.