Регулируемые: Изменить квалификацию и удержать способных людей
НИУ ВШЭ
Финансовые показатели (2012 г.): доходы – 9,5 млрд руб., расходы – 10 млрд руб. Студентов (на 1 октября 2012 г.) 22 021 человек.
В свете нового закона об образовании в обществе и профессиональной среде возникает много споров о том, какими компетенциями должен обладать современный учитель. Для ответа на этот вопрос мы провели исследование того, как сегодня работают учителя-математики в разных школах, как это связано с результатами обучения. И мы обнаружили, что в наших школах в значительной степени сохраняются очень важные практики тренировки базовых навыков. Но в этом же исследовании обнаружилось также, что выпускники школ сталкиваются с проблемой приложения этих знаний.
Последние данные международных исследований это подтверждают. Результаты российских школьников не улучшаются с 2000 г. в этой области, в то время как у бывших республик СССР в Прибалтике результаты приложения знаний по математике существенно улучшились. С нашей точки зрения, это связано с учительской позицией.
Сегодня учителю уже недостаточно оттренировывать, упражнять простые навыки, а надо создавать ситуацию их приложения, проблемную ситуацию, на примере работы с которой теоретические знания обретут применение. Современный учитель должен руководить проектной работой детей, управлять коллективной работой, организовывать ее. Это новые сложные требования – к профессиональной компетенции учителя-предметника добавляется необходимость владения навыками управленческими, знание проектной работы. Сегодня такие компетенции нужны не только в сфере образования, но и в любом другом процессе, связанном с управлением. Об этом говорит и тот факт, что учителя сегодня легко находят себе работу не только в школе. Поэтому перед нами стоит сразу две задачи: изменить квалификацию учителей, чтобы они могли учить детей использовать полученные знания, и одновременно понять, как удержать людей, которые способны это делать, в школе.