Персона - Николас Мадуро, президент Венесуэлы
Завтра избранный президент Венесуэлы Николас Мадуро принесет присягу. Бывший водитель автобуса порой ставит в тупик экстравагантностью своих речей, но его недаром называют двуликим – пусть Мадуро не хватает харизмы Уго Чавеса, но он хитрый и опытный политик, способный балансировать между интересами различных группНе пить и не стрелять
Ради спокойного проведения выборов в Венесуэле с пятницы, 12 апреля, до вечера понедельника, 15 апреля, был введен запрет на продажу спиртных напитков и ношение оружия. На неделю закрылась граница с Колумбией из опасения, что бандиты из этой страны попытаются сорвать голосование. Не уберегли интернет: твиттер Мадуро @NicolasMaduro и твиттер пресс-службы президента были взломаны и там были размещены сообщения о готовящейся фальсификации выборов. Власти Венесуэлы обвинили в этом хакеров из Перу. В итоге сами выборы прошли спокойно, а вполне предсказуемые многотысячные демонстрации оппозиции и столкновения с полицией начались в ночь на вторник.
Нефтяная страна
Венесуэла с 2010 г. занимает 1-е место в мире по размеру доказанных запасов нефти: с 1999 г. (12 млрд т, или 6,2% мировых запасов) запасы увеличились почти в 4 раза и на конец 2011 г. составляли 46,3 млрд т (17,9% мировых запасов). При этом добыча нефти за 12 лет сократилась на 13% с 161 млн т в 1999 г. (4,6% мировой добычи нефти, 6-е место в мире) до 140 млн т в 2011 г. (3,5% мировой добычи, 10-е место в мире). Доказанные запасы природного газа на конец 2011 г. – 5,5 трлн куб. м (2,7% мировых запасов), добыча – 31,2 млрд куб. м.
Духовный лидер лидера нации
Газета The Indian Express называет Мадуро последователем Сатьи Саи Бабы. Газета пишет, что в одном из офисов Мадуры висит большой портрет этого духовного гуру, которого он с женой посетил в Индии, в городе Путтапарти, в 2005 г. El Mundo добавляет, что Мадуро большое значение уделяет совпадению дат рождения: Саи Баба, как и он, появился на свет 23 ноября – первый в 1926 г., а второй в 1964 г. В трудные моменты Мадуро гадает на китайской Книге перемен, добавляет газета.
Штрихи к портрету
Мадуро страдает астмой, у него аллергия на цветы, ссылается El Mundo на бывшего высокопоставленного чиновника МИД Венесуэлы. Мадуро не говорит на иностранных языках, утверждает Рори Кэролл, журналист The Guardian, в своей книге «Команданте». У Мадуро есть сильный союзник – его жена Силия Флорес, которой он некогда передал пост председателя национального собрания Венесуэлы, а сейчас она – генеральный прокурор страны.
Я здесь не из-за личных амбиций, не из-за тщеславия и не потому, что моя фамилия – Мадуро – относится к родовитой олигархии этой страны. Я здесь не потому, что представляю интересы какой-то экономической группировки, олигархов или североамериканских империалистов, я здесь не ради защиты мафии, или групп, или фракций», – сказал Мадуро, став и. о. президента. Назвав себя бойцом за дело Чавеса, он поклялся защищать народ, продолжать дело покойного лидера и революции.
Благословленный птичкой
Имя умершего президента его преемник произносил более 200 раз в день, подсчитал madurodice.com. «Я собираюсь стать президентом страны, потому что так приказал он», – объяснял Мадуро.
Оппоненты Мадуро пытались сыграть на противопоставлении лидера и его адепта. Единый кандидат от оппозиции – Энрике Каприлес называл Мадуро бледной тенью Чавеса и добавлял: «Эта работа слишком громадна для Мадуро. Он продолжает кричать, чтобы скрыть свою некомпетентность».
Заявления Мадуро и впрямь выглядят весьма экстравагантно. То он рассказывает, что Уго Чавеса заразили раком американцы (правда, о возможности США заражать раком неугодных людей еще в конце 2011 г. заговорил сам Чавес). То повествует, как дух покойного Чавеса явился ему в виде маленькой птички и благословил. То обвиняет американцев (называя, в частности, имена двух высокопоставленных дипломатов – Роджера Норьегу и Отто Рейха) и правых политиков Сальвадора в подготовке покушения на него.
«Они отправили наемных убийц. Но я не дам себя убить. Я останусь на улицах с людьми», – бушевал Мадуро. А собственный электорат предупредил: «Тот, кто проголосует против Николаса Мадуро, проголосует против себя самого, и проклятие Макарапаны падет на его голову». Он намекал на битву при Макарапане, в которой в XVI веке испанцы уничтожили сражавшихся против них индейцев. Это был и намек на единого кандидата от оппозиции Энрике Каприлеса, которого Мадуро любит сравнивать с захватчиками-испанцами. Потом Мадуро развил свою мысль: «[Если] победит буржуазия – она приватизирует здравоохранение и образование, отнимет землю у индейцев. Тогда-то проклятие Макарапаны и придет к вам».
Правда, Мадуро мог и резко менять тон. «Не допустим ни слабости, ни насилия. Пусть не будет ненависти. В наших сердцах должно быть только одно чувство – любовь. Любовь, мир и дисциплина», – обратился он к нации после известия о смерти Чавеса в марте этого года.
В итоге яркой, переполненной эмоциями предвыборной кампании Мадуро победил с минимальным перевесом – 50,76% против 49,07% у Каприлеса. Несмотря на всю экстравагантность поведения, общавшиеся с Мадуро люди очень уважительно отзываются о нем как о мудром, быстро соображающем политике и умелом переговорщике.
От бас-гитары до политики
Мадуро родился 23 ноября 1962 г. в Каракасе в семье профсоюзного лидера, убежденного сторонника левых. «У Мадуро очень сильна идеологическая направленность. По своим убеждениям он был близок к коммунистам, – вспоминал в эфире Al Jazeera Рамон Пинанго, социолог Instituto de Estudios Superiores de Administracion. – Правда, в отличие от Диосдадо он не слишком большой прагматик». Диосдадо Кабельо – руководитель национальной ассамблеи Венесуэлы, который по конституции страны должен был стать временным руководителем страны после смерти Чавеса. Сославшись на недавнюю смерть матери, он отказался от этого поста в пользу Мадуро.
В школе Мадуро увлекался рок-музыкой. «Он играл на бас-гитаре в школьной группе Enigma, – вспоминает на страницах газеты El Mundo один из его одноклассников. – Но делал это плохо: слуха ему недоставало». В ту пору Мадуро начал носить свои знаменитые усы. Тогда же у него появилась первая машина – отцовский подержанный Ford Fairlane кремового цвета.
Мадуро рано начал свой путь в политику. Он с приятелем стал ездить на окраину города – в политкружки, учрежденные там Социалистической лигой. «На собрании он произнес речь о правах учащихся и тому подобных вещах. Он говорил не много и не призывал собравшихся к действию, но то, что он говорил, всегда брало за душу», – вспоминает его бывший одноклассник Гризель Рохас на страницах The Guardian.
«Но тогда меньше всего мы предполагали, что посвятим себя политике. Мы не принимали все это всерьез», – удивляется одноклассник Мадуро, добавляя, что тот редко приходил вовремя на встречи. Но потом он стал пунктуален как швейцарские часы, иронизирует El Mundo. Став председателем национального собрания, Мадуро ввел правило штрафовать депутатов за опоздания. Те в отместку прозвали его «профессор Жирафалес» – в честь героя мексиканского сериала El Chavo del Ocho, достававшего студентов дурным характером. Несмотря на эту критику, Мадуро смог выправить трудовую дисциплину в национальном собрании, признает экс-секретарь дисциплинарной комиссии национального собрания Мирна Леаль.
Самый спокойный и наименее обидчивый
В середине 1980-х гг. Мадуро ездил на Кубу обучаться в школе активистов компартии острова. Вернувшись в Каракас, он пошел на двухгодичные курсы менеджмента Центрального университета Венесуэлы. Социальную работу он не забросил, став руководителем студенческого маоистского кружка. Но работать пошел в службу общественного транспорта родного города Metrobus. Был водителем автобуса, а потом по примеру отца организовал местный профсоюз – неофициальный, так как компания в то время не признавала профсоюзов, замечает The Guardian.
В начале 1990-х гг. Мадуро вступил в группу MBR-200 (Movimento Bolivariano Revolucionario 200), основанную в 1982 г. Чавесом. Безоговорочная преданность Чавесу – вот рецепт успеха Мадуро, пишет The Indian Express. Мадуро лично познакомился с будущим президентом в 1992 г., когда после неудачного путча тот попал за решетку. В то же время благодаря политической деятельности Мадуро обрел и личное счастье – нашел невесту: его будущая супруга Силия возглавляла команду юристов, два года добивалась и в итоге добилась помилования Чавеса. Мадуро тогда работал с народом – организовывал демонстрации с требованием освобождения Чавеса.
Мадуро часто навещал Чавеса в тюрьме. После помилования тот ввел Мадуро в состав руководства своего движения. Мадуро помогал ему организовывать Движение пятой республики.
В 1998 г. Чавес пришел к власти, а Мадуро стал членом конституционной ассамблеи, разработавшей 26-й, считая с 1811 г., основной закон страны. Затем он заседал в национальной ассамблее: был вице-председателем, а потом, до 2006 г., и председателем. Следующим его карьерным шагом стало назначение на пост министра иностранных дел.
У Мадуро острый ум, он молниеносно реагирует на все происходящее, он умелый переговорщик – так отзываются о нем его знакомые. При этом, как отмечает El Mundo, речи Мадуро, страстностью которых он покорил некогда свою будущую жену, далеки от выверенных дипломатических речей многих политиков. Он гнул линию президента на «создание мультиполярного мира, свободного от гегемонии американского империализма», цитирует ВВС аналитика Карлоса Луну. Он умело портил отношения с США, например не стесняясь во всеуслышание называть Кондолизу Райс «лицемеркой», а Джона Негропонте – «мелким бюрократом». Но не менее ловко налаживал отношения с другими странами. Во многом благодаря Мадуро Венесуэла числит среди своих союзников Россию, Белоруссию, Китай, Иран, Сирию и до свержения Каддафи числила Ливию, укрепила отношения и с соседней Колумбией, отмечает BBC. Дипломаты хвалят Мадуро за дружелюбные манеры и легкость в общении. «Он самый спокойный и наименее обидчивый из всех высокопоставленных чиновников Чавеса, с кем я имел дело», – цитирует The Christian Science Monitor одного из европейских чиновников.
«Николас – один из самых сильных и сформировавшихся игроков социалистической партии Венесуэлы. Он был главой профсоюза, там он отточил умение вести переговоры, обрел народную поддержку. А годы на дипломатическом поприще обтесали его», – цитирует The Guardian бывшего сокурсника Мадуро Владимира Вильегаса, который позже работал под его началом в МИДе.
«Николас способен разговориться с любым человеком <...> Долгая работа в профсоюзе научила его общаться даже с врагами», – соглашается юрист Хосе Альборноз, долгое время проработавший с Мадуро.
Снова за баранку
В прошлом году Мадуро лично водил автобус, на котором Чавес во время предвыборной гонки разъезжал по стране. Чавес приводил Мадуро как пример того, что в стране власть народа. «Посмотрите, как высоко забрался Николас, бывший водитель автобуса <...> А как они, буржуины, над ним издевались!» – заявил Чавес и в октябре 2012 г. назначил Мадуро вице-президентом. В недавней предвыборной кампании Мадуро продолжал обыгрывать свои профессиональные корни. «Чавес указывает путь, Мадуро сидит за рулем!» – гласил один из слоганов, пишет BBC. Правда, работая в Metrobus, Мадуро не был в передовиках, цитирует El Mundo рассказы его бывших коллег: он часто попадал в ДТП и был склонен к прогулам.
Понимая, что его время скоро выйдет, страдавший онкологическим заболеванием Чавес назвал Мадуро своим преемником в начале декабря прошлого года, перед тем как отправиться на Кубу делать четвертую за полтора года операцию. Мадуро был среди немногих, кто постоянно сопровождал Чавеса и знал правду о его болезни – эта информация была гостайной.
Мадуро не может воссоздать харизму Чавеса, зато подробно копирует его грубовато-задиристый стиль, отсылки к истории и резкие нападки на оппонентов, пишет The Indian Express. «Чавес показал нам высшее состояние человека – социализм, – рассуждал Мадуро в телеэфире. – Мы абсолютно преданы целям, планам и духу его программы <...> Наш народ стремится к укреплению социально направленной модели, которая дает защиту всем нуждающимся в ней, стабильность экономики, прогресс и истинную демократию». А чтобы не было сомнений в преемственности, о себе он говорит просто: «Пусть я не Чавес, но я сын Чавеса».
Профессор политологии колледжа города Амхерст (США) Хавьер Корралес считает: «Мадуро – самый двуликий человек венесуэльской революции. С одной стороны, в соцпартии это один из наиболее идейных левых, антиимпериалист-радикал, с другой – с легкостью ведет вкрадчивые речи и способен примирять разные точки зрения. Значительное улучшение отношений с Колумбией – это главным образом его заслуга». Эти качества пригодятся Мадуро: ему придется руководить страной, половина населения которой голосовала не за него, и вдобавок примирять интересы различных группировок – от военных до гражданских, от бизнесменов до убежденных левых – среди своих сторонников.