«Илим» просит на дорогу


Нужен стимул. Джон Фарачи

Председатель совета директоров International Paper. «Мы и сейчас строим дороги – это часть нашей системы управления лесным хозяйством. Но чтобы мы строили магистральные дороги, разумеется, должен быть экономический интерес».

Лесопромышленники предлагают государству принять участие в строительстве магистральных лесных дорог, рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров «Илим» Захар Смушкин. С таким предложением компания выступит на заседании Госсовета по развитию лесного хозяйства, назначенного на завтра. Сейчас строительство всех дорог возлагается на арендатора лесного участка, хотя в других странах государство принимает участие в этом процессе, пояснил он. Рассматриваются разные схемы участия государства в строительстве – в частности, долевое участие или субсидирование: компании могли бы сами строить дороги (при последующей компенсации затрат), или можно увеличить стартовую цену на участок при проведении аукциона, если государство создает инфраструктуру.

Окупаемость вложений в дороги для государства может составить около 12 лет – через налоги и снижение стоимости лесозаготовки, считает Смушкин. По его словам, все участники рынка в год строят около 1000 км лесных дорог, «Илим» – около 400 км (1 км обходится примерно в 2,2 млн руб.). Более мелкие дороги до участков, на которых ведется лесозаготовка, компании могут строить самостоятельно, добавил Смушкин.

Строить дороги необходимо для развития лесной промышленности, соглашается директор Архангельского ЦБК по взаимодействию с госорганами Наталья Пинягина. Из-за отсутствия необходимой инфраструктуры часто не строятся крупные комбинаты, напоминает она. Но для начала надо сформировать нормативную базу, чтобы понять, как будут сотрудничать государство и бизнес, предупреждает Пинягина. Инициативу «Илима» также поддерживают «Вологодские лесопромышленники», говорит представитель компании.

Все полномочия по ведению лесного хозяйства, в том числе по строительству дорог, переданы региональным властям, сказал представитель Рослесхоза. Предложение лесопромышленников он поддерживает. В госпрограмме по развитию лесного хозяйства на 2012–2020 гг. предусмотрено федеральное финансирование на строительство около 7000 км лесных дорог в размере около 2,5 млрд руб., напоминает он. Однако пока источники финансирования этой статьи в бюджете не найдены, эти деньги поручено до 1 июня отыскать Минфину и Минприроды. Представитель профильного вице-премьера Аркадия Дворковича отказался от комментариев.

Государство должно осуществлять софинансирование лесных дорог, поскольку леса – это государственная собственность, считает исполнительный директор Союза лесопромышленников и лесотранспортеров Вологодской области Виктор Левин. По его мнению, около 60% средств должно выделяться из федерального бюджета, 15% – из областного бюджета, остальными должны быть средства арендатора. С ним соглашается гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. Иначе в случае расторжения договора аренды компании вряд ли смогут вернуть свои средства, указывает он. Стоимость строительства 1 км лесной дороги Богатырев оценивает в 1,27 млн руб.