Надежда на государство

Ожидание очередной волны экономического кризиса притормозило продажи коммерческой техники в России. Надежда производителей – на необходимость обновления устаревшего автопарка и рост объема грузоперевозок
Универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи позволят производителям автобусов реализовать сотни машин
Универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи позволят производителям автобусов реализовать сотни машин / «Казань 2013»

Продажи коммерческой техники в России за прошлый год, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), подросли на 7% до 188 095 шт. На 14% увеличился спрос на средние грузовики, их продали 11 522 шт. Сегмент тяжелых грузовиков (полной массой свыше 16 т) упал на 12% до 25 937 шт. На четверть снизились и продажи автобусов в России – до 5202 шт.

«Результаты IV квартала 2012 г. оказались ниже прогнозируемых. Особенно пострадал сегмент грузовиков свыше 16 т, – констатирует председатель комитета производителей коммерческого транспорта АЕБ Андрей Чурсин. – Сложно сказать, с чем именно связано это снижение. Возможно, с кризисом в еврозоне, а возможно, с введением с 1 сентября утилизационного сбора, ставки которого в сегменте тяжелых грузовиков особенно высоки».

По данным агентства «Автостат», в России в 2012 г. было зарегистрировано без малого 195 000 единиц коммерческой техники, что всего на 1,7% превосходит показатель годичной давности. Тем не менее рост регистраций новых коммерческих машин в нашей стране продолжается уже третий год подряд, отмечает ведущий аналитик «Автостата» Азат Тимерханов. Впрочем, достигнутый результат все еще немного уступает докризисным значениям, когда в 2008 г. в России было зарегистрировано более 200 000 новых машин, добавляет он.

ГАЗ ждет Nеxt

В сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) традиционно лидирует группа ГАЗ. По данным «Автостата», продажи компании в прошлом году в этом сегменте упали на 2,1% до 75 500 шт.

В целом группе в 2012 г. удалось реализовать 104 500 автомобилей, что на 2% больше, чем в 2011 г., сообщила пресс-служба компании. При этом продажи в России остались на уровне 2011 г. (90 300 машин), а продажи на экспорт выросли на 16% до 14 200 автомобилей. Отсутствие роста продаж автомобилей в России пресс-служба группы объясняет как общей стагнацией рынка, который, по данным группы, в 2012 г. вырос всего на 6%, так и эффектом отложенного спроса из-за ожидания выпуска новой модели легкого коммерческого автомобиля «Газель nеxt», старт продаж которого намечен на весну 2013 г.

Вторую строчку рейтинга продаж LCV с троекратным отставанием, по данным «Автостата», занимает Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В 2012 г. регистрации легкой коммерческой техники УАЗа составили 25 800 шт. (+0,9%).

Третье место, так же как и лидерство среди иномарок, в сегменте LCV досталось французскому бренду Peugeot, на долю которого пришелся каждый 13-й новый легкий коммерческий автомобиль, зарегистрированный на территории РФ. Это эквивалентно почти 15 000 единиц, что на 3,7% выше результата 2011 г.

Лидерами роста в сегменте LCV в прошлом году стали Mercedes-Benz и Ford – 50,5% и 44,3% соответственно (данные «Автостата»). Сам Mercedes-Benz дает даже меньшие цифры роста и продаж малотоннажных автомобилей в России +47%, 3974 шт. (в 2011 г. – 2703 автомобиля). Рост продаж в компании объяснили «взвешенной ценовой политикой, основанной на стабильности цен на минивэны и консервативном изменении этих цен», а также созданной по результатам многолетних исследований спроса российских потребителей комплектацией автомобилей «Особая серия». Так, в прайс-листе Viano доступны пять фиксированных комплектаций, было создано отдельное пакетное предложение для микроавтобуса Vito.

Большие перспективы на российском рынке Mercedes-Benz связывает с сотрудничеством с группой ГАЗ. Стороны планируют локализовать производство автомобиля Mercedes-Benz Sprinter T1N, а также двигателей и других компонентов. Концерн Daimler инвестирует более 100 млн евро в адаптацию продукта, производственные процессы и сбытовую сеть Mercedes-Benz Sprinter T1N. Старт производства намечен на II квартал 2013 г.

Скачок продаж LCV Ford – до 11 860 шт. – также связан с развитием кооперации: российское производство Ford Transit началось на татарстанском заводе FordSollers. В свою очередь Fiat, лишившись российского партнера в лице Sollers, показал более чем 40%-ное падение в 2012 г.

В 2012 г. объем продаж машин Volkswagen в сегменте LCV достиг рекордных показателей за всю историю и составил 16 100 автомобилей (на 31% больше, чем в 2011 г.), сообщил глава марки «Volkswagen коммерческие автомобили в России» Михаил Семенихин. Лидером продаж немецкого концерна в России в 2012 г. стал модельный ряд Т5 (Multivan, California, Caravelle, Transporter): всего за прошлый год было продано 7200 автомобилей линейки, что на 34,3% больше, чем в 2011 г. Популярностью в России пользуется и модель Amarok. Компании удалось реализовать за прошедший год 3100 пикапов, что на 79,4% больше, чем в 2011 г. Хорошие результаты продемонстрировали и другие модели Volkswagen: объемы продаж Caddy возросли на 14% и составили 3500 автомобилей (в 2011 г. – 3100 шт.). Продажи Crafter увеличились на 7,3%, всего за прошедший год покупателям было передано 2300 автомобилей (в 2011 г. – 2100).

В 2013 г. Volkswagen планирует продать в России около 20 000 автомобилей, говорит Семенихин. Для стимулирования спроса на свои машины компания собирается предлагать в салонах официальных дилеров различные кредитные и лизинговые схемы, программы льготного страхования, рассказал он. «Фольксваген банк», который еще недавно работал только с дилерами, теперь развивает и розничный бизнес и занимается финансированием конечных клиентов. «На заемные деньги покупать можно как серийные автомобили, так и спецверсии, например, медицинского назначения, гражданские бронеавтомобили, изотермические фургоны. Это важно для развития малого бизнеса в стране», – говорит Семенихин.

В прошлом году в сегменте производителей легкой коммерческой техники дебютировал «АвтоВАЗ»: в середине 2012 г. на рынок вышла новая модель Lada Largus, также имеющая версию в кузове «фургон». За это время ее регистрации в России составили 777 шт., знает Тимерханов.

Структура продаж в сегменте LCV за год существенно не изменилась: отечественные автомобили заняли две трети рынка, отмечает эксперт БКС Богдан Зыков. По его словам, скромные показатели реализации автомобилей данного класса в России в 2012 г. обусловлены общей неопределенностью в экономике, кризисными ожиданиями и замедлением экономического роста.

В этом году в сегменте LCV будет небольшой рост – порядка 2–3%, прогнозирует Тимерханов из «Автостата». Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк полагает, что продажи вырастут на 4% при сохранении роста ВВП выше 3%.

Драйверами роста, особенно в более далекой перспективе, может служить обновление парка и перераспределение объема грузоперевозок в сегмент LCV, считает он. На рынке LCV по-прежнему будут доминировать отечественные марки, однако доля российских брендов будет снижаться в пользу зарубежных марок, ожидает Тимерханов.

Становящийся все более явным тренд – дизелизация сегмента LCV: стоимость владения дизельными автомобилями существенно ниже. Доля автомобилей с дизельным двигателем в продажах ГАЗа уже превысила 30% и в текущем году может вырасти до 50%.

По консервативному прогнозу ГАЗа, продажи группы в этом году останутся на уровне 2012 г., по оптимистическому возможен небольшой рост. «Основной инструмент борьбы за рынок – обновление модельного ряда. Кроме того, важный фактор конкуренции – стоимость технического обслуживания и расходных материалов, доступность и стоимость запасных частей», – комментирует пресс-служба группы ГАЗ. Подстегнуть продажи на свои LCV компания рассчитывает за счет модернизации действующего модельного ряда автомобилей марки ГАЗ. В частности, уже проведены испытания и готовится запуск в производство полноприводных моделей «Газель бизнес» и «Соболь бизнес» с подключаемым полным приводом, блокировкой дифференциала заднего моста и модернизацией ряда других узлов и систем. Еще одно направление развития – расширение линейки доступных силовых агрегатов.

Грузовики объехали кризис

В 2012 г., по данным ГИБДД, в России было зарегистрировано максимальное количество новых грузовиков за последние пять лет – 137 900 единиц, что на 13,4% больше, чем годом ранее. Предыдущий рекорд был отмечен в 2008 г., когда регистрации новых грузовых автомобилей на территории РФ составили 131 700 шт., напоминает Тимерханов из «Автостата».

Лидирующие позиции по-прежнему занимает продукция Камского автозавода, на долю которого приходится более четверти всех регистраций. В минувшем году, по данным «Автостата», на учет было поставлено 34 900 новых грузовых автомобилей «Камаз», что практически соответствует показателю годичной давности. За 2012 г. «Камаз», по собственным данным, выпустил 51 355 машинокомплектов (+6% к 2011 г.), более 54 000 двигателей (+5%), отгрузил потребителям запчастей на 14 млрд руб.

Второе место на рынке грузовой техники по итогам 2012 г. принадлежит белорусскому бренду МАЗ – примерно каждый девятый зарегистрированный автомобиль (14 800 шт., +16,1%).

Замыкает первую тройку ГАЗ с показателем продаж в 12 400 машин – на 5,1% больше, чем год назад. На долю этих трех производителей приходится 45% от общего объема рынка.

Продажи грузовиков «Урал» в России в 2012 г. упали на 40% до 6000 шт., при этом поставки на экспорт за тот же период увеличились на 20% до 1200, сообщила пресс-служба группы ГАЗ. Падение продаж грузовиков «Урал» в России в прошлом году в компании объяснили отсутствием заказа со стороны Министерства обороны РФ, рост экспортных продаж – увеличением спроса на «Уралы» в Латинской Америке, Африке и Индокитае.

Наибольший рост продаж за прошедший год показали грузовики Shaanxi: число регистраций грузовиков этой китайской марки выросло в 2,8 раза (до 7400 шт.), что позволило Shaanxi сразу занять более 5% российского рынка.

У нидерландской марки DAF Trucks также более чем двукратный рост продаж: в 2012 г. компания продала 4461 единицу техники (в 2011 г. – 1795 шт.), сообщил генеральный директор «Даф тракс рус» Ари Хендрикс. В этом году компания прогнозирует замедление роста рынка грузовой техники в России до 5%.

Вступление в ВТО ударило по продажам грузовиков, уверен ведущий аналитик «Альпари» Михаил Крылов. В 2013 г. он ждет замедления роста этого сегмента в России до 7%, потому что доля рынка отечественных грузовиков, упавшая до 45%, будет сокращаться и в будущем. В текущем году Крылов прогнозирует увеличение продаж иномарок российской сборки на 9%. Пока, по его словам, импорт новых дорогих грузовиков растет быстрее, чем продажи импортированных подержанных машин (16% против 12%). Продажи грузовиков стимулируются федеральными программами по развитию сельского хозяйства, созданием производственных парков и особых экономических зон, полагает аналитик «Альпари».

Тимерханов считает, что рынок в этом году вырастет на 2–3% и превзойдет отметку в 140 000 машин. Этому должна способствовать как необходимость обновления парка грузовиков (почти две трети из них пребывает в возрасте старше 15 лет), так и введение утилизационного сбора.

«ГолАЗ» рулит в Сочи

Продажи автобусов в России по-прежнему далеки от докризисного уровня. Если в 2008 г. регистрации новых автобусов, по данным ГИБДД, составили 22 000 шт., то по итогам 2012 г. – 17 900 шт. Продолжавшийся в течение двух последних лет рост числа регистраций в 2012 г. сменился небольшим падением по отношению к 2011 г. (-1,2%, или немногим более 200 автобусов).

Абсолютным лидером на российском автобусном рынке остается группа ГАЗ: в 2012 г., по данным группы, ее доля составила 64%. Продажи автобусов выросли на 5% до 13 900 единиц; экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья – на 12% (поставки в Никарагуа, Казахстан, на Украину, в Белоруссию и др.).

В прошлом году группа ГАЗ продолжила работу по созданию автобусов, работающих на альтернативных видах топлива (дизель – газ – электричество), включая автобусы с гибридными силовыми установками и электробусы. Сейчас компания серийно выпускает весь модельный ряд автобусов «ЛиАЗ» на газовом топливе, разработаны газовые модификации автобусов среднего класса ПАЗ-320412 и КАвЗ-4238 «Аврора».

Объем реализации продукции Ликинского автобусного завода («ЛиАЗ») составил 1880 единиц. Важнейшими контрактами стали поставка 660 автобусов ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213 экологического стандарта «Евро-5» EEV в Москву, 108 автобусов ЛиАЗ-5293 в Сочи, 50 газовых автобусов ЛиАЗ-5292 EEV в Челябинск. В 2012 г. завод совместно с компанией «Мобэл» разработал электробус ЛиАЗ-6274, который сейчас проходит сертификационные испытания.

Павловский автобусный завод (ПАЗ) отгрузил потребителям 11 300 автобусов малого и среднего класса, что на 14% больше уровня 2011 г. Основным фактором роста стали поставки 800 автобусов нового семейства ПАЗ-3204 в Санкт-Петербург и область, а также реализация школьных автобусов ПАЗ-32053-70 в рамках программы «Школьный автобус». Разработанная в 2012 г. газовая модификация автобуса ПАЗ-320412 получила одобрение типа транспортного средства. Доля автобусов семейства ПАЗ-3204 в производственном плане предприятия в 2012 г. составила 20%.

Курганский автобусный завод («КАвЗ») произвел в минувшем году более 700 автобусов, в том числе последние 169 автобусов по контракту для Никарагуа: теперь в столице страны Манагуа работают 550 автобусов «КАвЗ», что составляет 40% парка общественного транспорта Никарагуа. Завод разрабатывает новую модификацию КАвЗ-4238 «Аврора», работающую на метане.

«Рынок автобусов в большей степени зависит от государственных заказов, так как немалая часть новых автобусов приобретается на средства, выделяемые из бюджета, – комментирует Тимерханов. – Поэтому продажи этого сегмента в зависимости от проводимой государством политики могут как внезапно вырасти, так и резко упасть. В пользу первого варианта говорит необходимость обновления парка автобусов и заключение контрактов на поставку новой техники для предстоящих масштабных спортивных событий».

В минувшем году на 40,3% упали продажи автобусов Hyundai (1400 шт.), наибольшую же отрицательную динамику продемонстрировал китайский BAW (14 шт.), регистрации которого за год упали более чем в 6 раз.

Группа ГАЗ, напротив, гарантировала себе серьезный госзаказ: в этом году должна передать в Сочи более 700 автобусов марки «ГолАЗ», собранных на шасси Scania. Кроме того, около 350 автобусов должны закупить и для Универсиады, которая состоится в Казани этим летом.

Hyundai также будет поставлять автобусы для Универсиады и Олимпиады. В октябре 2012 г. компания уже передала Татарстану первые 25 автобусов. Всего компания «Хендэ комтранс рус» должна поставить в Казань 344 автобуса Hyundai Universe Luxury. Автобусы будут обеспечивать проезд к местам массовых мероприятий, кроме того, их задействуют в обслуживании межгородских маршрутов. В дальнейшем автобусы будут использованы на Олимпийских и Паралимпийских играх 2014 г. в Сочи.

Сдерживать рост рынка автобусов могут такие факторы, как введение утилизационного сбора и постепенная автомобилизация населения, отмечает Тимерханов. По его прогнозам, продажи автобусной техники в этом году вырастут на 6% и составят 19 000 шт.