Регулирование: Почте трудно конкурировать
Мы сотрудничаем с «Почтой России» с 2006 г., то есть, по сути, с самого начала основания нашего банка. И я думаю, что мы являемся ее не то что самым крупным, но разноплановым партнером. Мы рассылаем миллионы писем простой корреспонденцией, заказной корреспонденцией, являемся потребителем услуги «почтовый перевод» и являемся потребителем услуги, когда почта выступает агентом в части идентификации клиентов при открытии депозитов и проч.
Банк «Тинькофф Кредитные Системы»
Коммерческий банк. Совладельцы (на 31 декабря 2012 г.): Олег Тиньков (61,14%), Vostok Nafta (13,32%), Goldman Sachs (12,41%), Baring Vostok Private Equity Fund IV (8%), Horizon Capital (4%). Финансовые показатели (МСФО, на 1 января 2013 г.): активы – $2,17 млрд, собственный капитал – $298,3 млн, чистая прибыль – $122 млн.
Если говорить о перспективах почты как почтового банка, я думаю, что такой потенциал, безусловно, есть, хотя это задача достаточно сложная. Наличие процедуры в 42 000 отделениях – недостаточное условие для того, чтобы предприятие сделать успешным. Это большой труд – научиться делать так, чтобы отделения были работающие, продающие, правильно обслуживающие, чтобы была технология, которая позволяет обслуживать клиентов. Но если будет стратегия, к этому можно прийти.
Один из вопросов дискуссии – почта как канал коммуникации финансовых структур конечным потребителям. Я могу сказать, что с почтой, если с ней научиться работать и понять все плюсы и минусы, можно очень успешно сотрудничать. Мы являемся, мне кажется, достаточно успешным примером.
Но при этом у почты есть какие-то ограничения, которые, мне кажется, снижают ее конкурентоспособность. Одно из первых таких ограничений – это так называемый принцип единых тарифов, когда тарифы должны быть одинаковыми как в городе, так и в селе по всем универсальным услугам. Принцип единого тарифа, я так понимаю, в новой редакции закона о почтовой связи как-то регулируется, и возникает возможность предоставления почте права определения каких-то скидок либо разных тарификаций. Но по факту принцип единого тарифа мешает почте конкурировать с другими крупными операторами.
Все крупные логистические компании «отжирают» бизнес более, может быть, правильными тарифами в городах. При этом на почту остаются какие-то отдаленные сельские отделения, где они должны по единым тарифам и логистику осуществлять, и почтовые переводы принимать, и прочее, и прочее. Если у почты появится возможность дифференцировать тарифы в зависимости от населенного пункта, или от объема бизнеса, или от самой услуги, это, конечно, будет ей в плюс.
Второй фактор, который мешает почте, по крайней мере, в рамках платежных переводов, платежного бизнеса развиваться – это, конечно, тот факт, что она обязана платить НДС. Мы как потребители говорим, что в действительности это несправедливо, когда один оператор переводов (пусть это считается не почтовым переводом, а банковским) освобожден от уплаты НДС, а почта обязательно выставляет тариф с учетом НДС, то есть плюс 18%. И здесь почта находится в ущемленном положении.
Третий важный фактор, который мешает почте активно развиваться, – не всегда и не везде решенные вопросы технологичности (надо больше инвестировать в технологии) и клиентоориентированности. Сейчас клиент каждый раз приходит на почту и каждый раз представляется: «Здравствуйте, я ваш клиент, хочу сделать то-то и то-то». А все другие организации собирают клиентскую базу – они понимают, кто их клиенты, какие у них потребности, что им можно предложить. Почте необходимо начинать собирать клиентскую базу, чтобы в дальнейшем на ее основе выстраивать дополнительный бизнес, предлагать дополнительные услуги или совершенствовать сервис.