Король тигровых креветок

Икбалу Ахмеду прочили скромное будущее управляющего небольшим семейным супермаркетом в Манчестере. А он взял и создал международную компанию Seamark, которая зарабатывает $250 млн в год
Seamark потратила $1,5 млн на открытие перерабатывающего завода в бангладешском городе Читтагонге и инвестировала средства в покупку целой флотилии рыболовных судов
Seamark потратила $1,5 млн на открытие перерабатывающего завода в бангладешском городе Читтагонге и инвестировала средства в покупку целой флотилии рыболовных судов / D. Martin / AP

Икбал Ахмед любит все большое. Его офис заметно превосходит по размерам обычный офис руководителя компании. На массивном письменном столе – два больших компьютерных монитора, на которых беспрерывно транслируются данные об изменении цен на морепродукты и новости о том, что произошло в Великобритании и родной для Ахмеда Бангладеш. Стены украшены фотографиями Ахмеда с представителями британской королевской семьи и британскими политиками. Рядом – картины из его личной коллекции, предмет зависти окружающих. Еще один факт, подтверждающий успех предпринимателя, выясняется в ходе беседы: бывшая школа Ахмеда в Бангладеш сейчас носит его имя, а он помогает ею управлять и выступает ее спонсором.

«За какое бы дело я ни брался, я всегда хочу сделать больше и лучше», – смеется Ахмед. Возможно, благодаря этому качеству характера он стал лучшим бизнесменом, чем его отец, открывший некогда круглосуточный мини-супермаркет в Манчестере. Ахмед же создал Seamark, компанию по переработке и поставкам морепродуктов, мяса домашней птицы и овощей.

Гигантомания в действии

Его привезли в Великобританию еще мальчиком. В 1971 г. его семья бежала из Восточного Пакистана (ныне территория Бангладеш) во время войны за независимость. Ахмед получил образование в области управления бизнесом в Лондоне, а потом начал помогать отцу вести дела в семейном мини-маркете, что находился в бедной части Манчестера в миле от нынешнего головного офиса Seamark. «Как только я пришел в компанию отца, наши амбиции сильно выросли. Любой проект, который я затеваю, по размеру в 10 раз больше тех, что были у меня до того», – говорит Ахмед.

В Seamark Ахмед является председателем совета директоров. Он владеет и управляет компанией совместно с братьями Билалом и Камалом. Ежегодная выручка компании – $250 млн. Seamark экспортирует морепродукты в дюжину стран, поставляя их в основном для кейтеринговых компаний и ресторанного бизнеса. Переработка продуктов осуществляется преимущественно в Бангладеш, где Seamark считается самым крупным экспортером морепродуктов. Штат компании в Бангладеш насчитывает 4000 человек, еще 500 человек работают в Великобритании и других европейских странах, рассказывает Ахмед. Seamark – редкий пример международной компании, основанной бангладешским эмигрантом в Великобритании.

Жертва глобализации

Его отец приехал в Великобританию в 1970 г. и поначалу устроился на текстильную фабрику в Олдэме. Спустя некоторое время его уволили. Всего через 10 лет после того, как многие жители Азии эмигрировали в Великобританию, рабочие места на британских фабриках стали закрываться. Их перенесли в Азию, где стоимость рабочей силы меньше. У отца Ахмеда не было шансов снова устроиться на работу, и он открыл магазин.

С проблемой конкуренции со стороны стран третьего мира столкнулся в конце 1990-х гг. и сам Ахмед. Тогда он управлял своей самой первой компанией, Iqbal Brothers, которую основал в 1980 г. Компания занималась импортом и дистрибуцией морепродуктов на процветавшем тогда ресторанном рынке Индии, Бангладеш и Китая. Британцы в то время пристрастились к поеданию больших и малых креветок. Бизнес Ахмеда процветал. Но вскоре креветочные фермы стали открываться во многих странах. Объем поставок этих морепродуктов вырос, и Ахмеду пришлось сконцентрировать усилия на континентальной Европе, где спрос был выше всего.

В 1991 г. братья открыли перерабатывающие заводы и тогда же основали Seamark. Компания импортировала замороженные морепродукты, резала их, извлекала из раковин и упаковывала для продажи. «Мы первые привезли тигровые креветки в Великобританию», – хвалится Ахмед. Их креветочные бренды Tiger, Lilly и Mr. Prawn и сейчас хорошо известны в ресторанной торговле.

А потом пришла эпоха глобализации. «Многие британские компании закрылись. Мы подумали: это то же самое, что случилось в 1970-х гг. с текстильной промышленностью», – рассказывает Ахмед. Поразмыслив, братья перевели свои подразделения по переработке морепродуктов в страны Южной Азии. «Мы открыли фабрики в Бангладеш, потому что это была наша родина. Мы знаем местный язык, культуру, у нас там множество контактов», – объясняет предприниматель.

Вызывают уважение

При первом знакомстве Ахмед производит впечатление человека закрытого. Но чем дольше рассказывает о своем бизнесе, тем больше оживляется. Он говорит, что в 2000 г. Seamark потратила 10 млн фунтов стерлингов ($1,5 млн) на открытие перерабатывающего завода в бангладешском городе Читтагонге и инвестировала средства в покупку целой флотилии рыболовных судов, частично оплатив ее за счет банковского кредита.

Чуть позже братья открыли мелкооптовые магазины, которые продают продукцию Seamark и другие товары рестораторам и небольшим лавкам. Еще одна ветвь бизнеса – экспорт продукции в Восточную Европу. По мнению Ахмеда, британские предприниматели слишком неохотно экспортируют за рубеж свою продукцию. «Мы, как британская компания, вызываем большое уважение. Просто иногда мы слишком сдержанны и закрыты для внешнего мира. Британские продукты очень качественные, и это относится к любому виду продукции, будь то морепродукты, инженерные работы или сектор услуг», – говорит он.

Братья Ахмед щедры на интересные идеи, но не все их инновации оказались полезны для бизнеса. К примеру, Seamark до сих пор сталкивается с трудностями на американском рынке, хотя работает на нем уже 14 лет. «Это совершенно другая культура. Если у вас по-настоящему крупная компания, то вы получите шанс развиваться на этом рынке. Но нужно быть как минимум такого размера, как Bird's Eye или Kellogg», – рассказывает Ахмед.

А в Манчестере инновационные подходы братьев пришлись ко двору. Ахмеды открыли неподалеку от своей штаб-квартиры ресторан азиатской кухни Vermillion and Cinnabar. Его открытие обошлось в экстравагантную сумму, 3 млн фунтов стерлингов ($4,5 млн), хотя ресторан весьма удален от центра Манчестера, где находятся наиболее известные и посещаемые заведения города.

Изначально ресторан планировалось открыть рядом с казино, стилизованным под игорные заведения Лас-Вегаса. Но в 2007 г. премьер-министром стал Гордон Браун, который наложил вето на строительство казино в этом месте. Тем не менее Ахмеды открыли ресторан, сделав его своего рода презентационным залом для демонстрации морепродуктов. Сегодня в Vermillion and Cinnabar часто заглядывают знаменитости.

Недавний европейский скандал вокруг содержания конины в мясных продуктах поднял спрос на продукцию Seamark, говорит Ахмед. Креветка, съеденная потребителем в парижском ресторане, скорее всего выросла в Бангладеш, была там поймана и заморожена. Потом ее привезли в Великобританию, а оттуда, упакованную, переправили во Францию. Seamark давно приспособилась к столь удлинившимся цепям поставок.

«Мы сохраняем строгий контроль за качеством», – говорит Ахмед. Процесс производства нельзя останавливать ни на секунду. Иначе компании не избежать неприятностей. «Нужно обучать и тренировать людей, которые выращивают креветок. Достаточно один раз попытаться неразумно ускорить производственный цикл, и урон неизбежен. Вся система производства морепродуктов пострадает», – заключает он.