«Лента» строит
Петербургский ритейлер «Лента» планирует до 2016 г. ежегодно вкладывать в развитие от 18 млрд до 23 млрд руб.Капитальные затраты ООО «Лента» в 2013 г. составят 23 млрд руб. (в 2012 г. – 14,7 млрд руб.), говорится в презентации для инвесторов к размещению облигационного займа (есть у «Ведомостей»). Ритейлер планирует ежегодно открывать по 18 магазинов, начать экспансию в Москве и Московском регионе и рассмотреть стратегию реализации мультиформатной сети в основных регионах присутствия, сообщается в презентации. Представитель «Ленты» отказался от комментариев.
Сеть «Лента» основана в 1993 г. В сети уже 56 гипермаркетов, из них 14 открыты в 2012 г. Торговая площадь сети за 2012 г. увеличилась с 288 000 до 382 000 кв. м, сообщается в презентации. «Лента» строит гипермаркеты в Бийске, Прокопьевске, Сургуте, Уфе, Вологде, Томске, Ярославле и Воронеже. «Лента» планирует в ближайшие годы инвестировать 7 млрд руб. в строительство гипермаркетов в Краснодарском крае, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник в компании.
Торговая площадь стандартного гипермаркета «Ленты» – 7000–8000 кв. м. Инвестиции в строительство 1 кв. м магазина – около 30 000 руб., хорошая окупаемость – около пяти лет, говорит вице-президент по строительству холдинга «Продовольственная биржа» Ольга Ватутина. Инвестиции могут составить от 50 000 до 70 000 руб. за 1 кв. м, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
В собственности «Ленты» находятся 95% площадей магазинов, у «О'кей» – 55%, у X5 Retail Group – 45,6%, говорится в презентации. Низкие расходы на аренду позволяют опережать конкурентов по уровню рентабельности по EBITDA (см. статью на стр. 11). Высокая доля собственной недвижимости позволяет продавать товары дешевле на 5%, чем в других сетях, сказано в презентации. Компания ставит задачу сохранения доли собственной недвижимости на уровне не менее 85%.
Строительство собственных точек снижает риски, так как при аренде успешность точки зависит от популярности ТРК, считает Бурмистров. Строительство дает свободу выбирать место и параметры магазинов, говорит Ватутина. Но в новых регионах такая модель может быть рискованной – если проект окажется неудачным, компании будет сложно избавиться от недвижимости, добавляет она.
Ключевой риск заключается в том, как будет развиваться новый формат «Ленты» – супермаркет, инвестиции в эти магазины могут быть менее успешны, чем в традиционные гипермаркеты, рассуждает Бурмистров. По его словам, за последние два года «Лента» значительно улучшила качество свежих продуктов и собственной кулинарии, слабым же местом ритейлера, по его мнению, являются непродуктовые товары.