Вспомнили о регионах
Общественная палата после реформы станет больше зависеть от региональных элит и интернет-сообщества. Цель – канализация возросшей общественной активностиВчера группа сенаторов во главе с первым вице-спикером Совета Федерации Александром Торшиным внесла в Госдуму законопроект о новом порядке формирования Общественной палаты. Основной смысл реформы в расширении регионального представительства, рассказали два члена палаты (об этом же сказано и в пояснительной записке). Сейчас палата (126 человек) формируется в три этапа: президент назначает первую треть, которая выбирает вторую из числа представителей федеральных общественных организаций, а вместе они выбирают третью часть из региональных общественников. Предлагается расширить палату до 166 человек. Половину из них составят представители, избранные региональными общественными палатами (уже существуют в большинстве регионов). Сорок человек за особые заслуги перед государством назначит президент. А еще 43 человека будут избираться из общероссийских общественных организаций путем рейтингового интернет-голосования из предложенных ими кандидатур.
В действующей системе формирования палаты отсутствует гарантия равных прав для регионов иметь своего представителя в этом органе. Десять регионов не были представлены ни в одном из четырех созывов палаты, созданной в 2006 г., отметил вчера Торшин. Половина таких регионов – из Центрального федерального округа (Ивановская, Липецкая, Орловская, Смоленская и Тамбовская области).
Эти изменения должны повысить легитимность палаты, позволят принимать участие в отборе более широкому кругу общественности и всем желающим гражданам, выявить новых ярких лидеров общественного мнения и представлять интересы институтов гражданского общества более равномерно и разносторонне, считает чиновник Кремля.
Поскольку общественная активность совершенно очевидно увеличилась и падать не будет, необходимы более широкие и лучше укрепленные каналы для ее продвижения, объясняет смысл реформы член палаты Сергей Марков. По его мнению, в Кремле считают, что народу нужна «здоровая общественная активность» – ее и обеспечивает, по мысли руководства страны, Общественная палата. Марков не думает, что цель состоит в том, чтобы усилить влияние палаты на власть, – скорее задача в том, чтобы усилить «влияние вниз» – сделать теснее взаимодействие с регионами и интернет-сообществом. Впрочем, если палата сможет участвовать в формировании общественных советов при министерствах, она сможет сильнее воздействовать и на власть.
Ни проблемы, которые надо решить таким образом, ни какие-либо детали реформы публично не обсуждаются, отмечает член палаты Елена Тополева-Солдунова. По ее мнению, нынешний механизм вполне рабочий, разве что при переназначении имеет смысл рассматривать итоги работы кандидата в палате – среди ее членов есть и такие, которые никак себя не проявляют.
По мнению члена палаты и президентского Совета по правам человека Николая Сванидзе, не имеет никакого значения, как именно формируется палата, – так или иначе «ни одна мышь не пробежит мимо администрации президента». Механизм интернет-голосования, опробованный в 2012 г. при ротации членов СПЧ и предложенный той же администрацией, не был напрямую выборами и в конечном счете мало на что повлиял. Состав обеих структур зависит только от здравомыслия администрации президента: «если они захотят провести туда исключительно плоских людей – будут плоские». Впрочем, отмечает Сванидзе, в СПЧ, конечно, больше, чем в палате, реальных, а не картонных общественников.
В мае 2011 г. срок работы членов палаты был удлинен с двух до трех лет. Такой же срок предусмотрен и в законопроекте. Полномочия нынешнего состава заканчиваются в январе 2015 г. Согласно законопроекту в новом составе палата должна собраться до 1 июля 2014 г. Более существенное сокращение срока полномочий общественников вызвало бы недовольство, полагает собеседник «Ведомостей» в палате.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (Смарт-версия).