Harvard укажет путь
В то время когда во всем мире ценность MBA подвергается сомнению, в Harvard Business School (HBS) считают, что настала необходимость новых подходов и они готовы задавать тонПо мнению декана школы профессора Нитина Нoхрии, наличие глобального мышления является ключевой характеристикой для обладателей степени MBA. Признание такого положения вещей способствовало тому, что Harvard впервые за восемь лет и в четвертый раз за последние 15 лет вернул себе лидирующее положение в рейтинге Financial Times Global MBA 2013.
В центре планов декана – программа глобального погружения Field, в которой студенты-первокурсники программы MBA работают в командах над проектами для партнерских компаний, как многонациональных, так и бизнес-стартапов. После того как студенты отработали 10 недель над своими проектами в Бостоне, они на девять дней отправились в страны, где реализуются их проекты.
«Цель состоит не в том, чтобы они стали экспертами по этим странам, а в том, чтобы они осознали, насколько трудно предсказать поведение рынка», – объясняет декан.
Проекты продвигаются хорошо. «В первый год мы сделали все правильно на 60–70%. О чем, в частности, свидетельствует то, что из 140 компаний, участвовавших в программе в первый год, 139 выразили готовность участвовать в ней во второй», – говорит Нохриа.
Но у него есть гораздо более далеко идущие планы – подвести под эти проекты педагогическую основу.
Теперь профессор Нохриа видит задачу школы в том, чтобы обозначить рамки глобальных программ погружения аналогично тому, как около века назад она задала тон в обучении по методу кейсов.
Введение нового курса – это только одно из изменений в Harvard в этом году. Наблюдается также рост числа студентов научных и инженерных специальностей, которые подали документы на обучение в HBS, а те, кто завершил обучение, часто в качестве своей первой позиции ищут место в более мелких, предпринимательских фирмах, а не в таких традиционных столпах рекрутингового рынка выпускников школы бизнеса, как McKinsey или Goldman Sachs.
Но некоторые вещи не меняются. Модель двухгодичного обучения по программе MBA останется в HBS золотым стандартом, хотя профессор Нохриа сознает, что она «стала терять свои позиции в нашей сфере». Сохранение этой модели – вызов для школы и ее студентов, которые к моменту окончания учебы часто имеют задолженность в размере $100000, объясняет он.
Декан школы признает, что онлайн-курсы, в последнее время пользующиеся все большей популярностью, «являются привлекательными для студентов, которые в ином случае пришли бы учиться к нам. Это неизбежность». Однако он добавляет, что онлайн-обучение будет использоваться как дополнение, а не вместо существующих курсов.
В самом деле для многих деканов бизнес-школ новые технологии, глобализация и изменения в процедурах корпоративного рекрутинга означают, что в истории бизнес-образования настал переломный момент.
Ничто из этого не обескураживает профессора Нохрию: «Пришло время разработать свой собственный курс».