Harvard укажет путь

В то время когда во всем мире ценность MBA подвергается сомнению, в Harvard Business School (HBS) считают, что настала необходимость новых подходов и они готовы задавать тон
Программа глобального погружения – в центре планов декана Harvard Business School Нитина Нохрии/ Michael Fein/ Bloomberg

По мнению декана школы профессора Нитина Нoхрии, наличие глобального мышления является ключевой характеристикой для обладателей степени MBA. Признание такого положения вещей способствовало тому, что Harvard впервые за восемь лет и в четвертый раз за последние 15 лет вернул себе лидирующее положение в рейтинге Financial Times Global MBA 2013.

В центре планов декана – программа глобального погружения Field, в которой студенты-первокурсники программы MBA работают в командах над проектами для партнерских компаний, как многонациональных, так и бизнес-стартапов. После того как студенты отработали 10 недель над своими проектами в Бостоне, они на девять дней отправились в страны, где реализуются их проекты.

«Цель состоит не в том, чтобы они стали экспертами по этим странам, а в том, чтобы они осознали, насколько трудно предсказать поведение рынка», – объясняет декан.

Проекты продвигаются хорошо. «В первый год мы сделали все правильно на 60–70%. О чем, в частности, свидетельствует то, что из 140 компаний, участвовавших в программе в первый год, 139 выразили готовность участвовать в ней во второй», – говорит Нохриа.

Но у него есть гораздо более далеко идущие планы – подвести под эти проекты педагогическую основу.

Теперь профессор Нохриа видит задачу школы в том, чтобы обозначить рамки глобальных программ погружения аналогично тому, как около века назад она задала тон в обучении по методу кейсов.

Введение нового курса – это только одно из изменений в Harvard в этом году. Наблюдается также рост числа студентов научных и инженерных специальностей, которые подали документы на обучение в HBS, а те, кто завершил обучение, часто в качестве своей первой позиции ищут место в более мелких, предпринимательских фирмах, а не в таких традиционных столпах рекрутингового рынка выпускников школы бизнеса, как McKinsey или Goldman Sachs.

Но некоторые вещи не меняются. Модель двухгодичного обучения по программе MBA останется в HBS золотым стандартом, хотя профессор Нохриа сознает, что она «стала терять свои позиции в нашей сфере». Сохранение этой модели – вызов для школы и ее студентов, которые к моменту окончания учебы часто имеют задолженность в размере $100000, объясняет он.

Декан школы признает, что онлайн-курсы, в последнее время пользующиеся все большей популярностью, «являются привлекательными для студентов, которые в ином случае пришли бы учиться к нам. Это неизбежность». Однако он добавляет, что онлайн-обучение будет использоваться как дополнение, а не вместо существующих курсов.

В самом деле для многих деканов бизнес-школ новые технологии, глобализация и изменения в процедурах корпоративного рекрутинга означают, что в истории бизнес-образования настал переломный момент.

Ничто из этого не обескураживает профессора Нохрию: «Пришло время разработать свой собственный курс».