AT&T шагнет через океан


Американский оператор AT&T рассматривает возможность покупки телекоммуникационных активов в Европе. Это может помочь ему преодолеть ограничения домашнего рынка: выйдя на европейский рынок мобильной связи, оператор сможет расширить спектр используемых технологий и разработать ценовую политику, приносящую большую прибыль, объясняют люди, знакомые с планами компании. Пока, по их сведениям, AT&T изучает потенциальные цели для покупки, сделка может пройти до конца года.

AT&T

Оператор связи. Акционеры – 89% акций у институциональных инвесторов. капитализация – $188,6 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 9 месяцев 2012 г.): Выручка – $94,86 млрд, Чистая прибыль – $11,12 млрд.

О зарубежных приобретениях AT&T задумалась два года назад после того, как антимонопольные органы США запретили ей покупать американское подразделение сотового оператора T-Mobile. Тем самым оказались сведены на нет попытки AT&T расширить бизнес на домашнем рынке. Топ-менеджеры AT&T еще не пришли к единому мнению о том, есть ли смысл в зарубежной экспансии, но часть из них верят, что именно сейчас существует уникальная возможность приобрести активы в крупнейших странах Европы, таких как Великобритания, Германия или Нидерланды, рассказывают знакомые с планами оператора люди. Между тем на рынке США он уже в ближайшем будущем может столкнуться с усилением конкуренции в связи с покупкой третьего сотового оператора США Spring Nextel японским Softbank.

Идут ли уже переговоры с европейскими операторами, неизвестно. По словам людей, знакомых с планами AT&T, в списке интересующих ее активов есть крупнейший оператор Нидерландов Royal KPN и один из крупнейших британских мобильных операторов – Everything Everywhere. 28% акций KPN уже принадлежат Amеrica Mоvil – компании, в которой AT&T имеет небольшую долю; а ее владелец Карлос Слим – близкий друг гендиректора AT&T Рандола Стефенсона. В прошлом году KPN собиралась продать дочерний мобильный бизнес в Бельгии и Германии, но сделка не состоялась. Everything Everywhere – совместное предприятие Deutsche Telekom и France Telecom.

Выход на европейский рынок может нести для AT&T большие риски – международные стратегии операторов мобильной связи далеко не всегда оказывались успешными. В таких кросс-граничных сделках не много возможностей для синергии и существенного сокращения расходов, ведь сети компаний не пересекаются. В то же время AT&T придется работать на гораздо более конкурентном рынке, чем США, а также иметь дело с новыми для себя регуляторами.

С другой стороны, проблемы в европейской экономике привели к тому, что европейские компании подешевели. Вдобавок они медлят со строительством сетей четвертого поколения и внедрением новых, более прибыльных ценовых политик, придавая большое значение ценам на звонки и sms-сообщения, тогда как их американские коллеги агрессивно переходят на тарифные планы, ставящие размер абонентского счета в зависимость от того, насколько активно он пользуется услугами передачи данных. Это дает AT&T возможность выйти на европейский рынок до того, как он станет ориентированным на передачу данных, говорят апологеты сделки.