Потерянный сезон
Потребители, на расходы которых приходится около 70% ВВП США, не захотели поддержать экономику в конце года. Рождественские продажи почти не выросли по сравнению с 2011 г.В предрождественский период, с 28 октября по 24 декабря, розничные сети выручили всего на 0,7% больше, чем годом ранее, свидетельствуют предварительные данные SpendingPulse, подразделения MasterCard (платежи через MasterCard, оценки по остальным видам платежей).
Столь плохих результатов не наблюдалось со времен рецессии 2008 г., когда продажи снизились на 5,5%. В 2009 и 2010 гг. был резкий рост расходов перед Рождеством, а в 2011 г. – примерно на 2%. «Потерянным сезоном» назвал конец года вице-президент по исследованиям SpendingPulse Майкл Макнамара.
Консалтинговая фирма Customer Growth Partners (учитывает данные правительства, ритейлеров, наблюдения в магазинах, интернет-продажи) тоже считает сезон самым неудачным с 2009 г. Но у нее более оптимистичные данные: рост на 2,8% после 5,8% в 2011 г.
Даже онлайн-продажи, в последние годы демонстрировавшие двузначный рост, на этот раз увеличились всего на 8,4% до $48 млрд, выяснила SpendingPulse. По данным comScore (оценивает действия миллиона интернет-покупателей), рост составил 16% – на 1 п.п. ниже прогноза.
Одной из причин вялой активности жителей штатов на побережье Атлантики (на северо-восток приходится пятая часть розничных продаж) стал ураган «Сэнди»: пришлось тратить деньги на ремонт и налаживание бизнеса.
В целом потребительские настроения в Америке в декабре оказались на самом низком уровне с июля 2012 г. Праздничное настроение, а с ним и розничные продажи испарились перед лицом фискального обрыва. Если Белому дому и конгрессу не удастся договориться, то с 2013 г. правительство повысит налоги и сократит госрасходы в общей сложности более чем на $600 млрд, что может столкнуть экономику в рецессию.