Процедуры: Всего пять дней
Те, кто участвовал в регистрации предприятия как учредитель, согласятся, что это процедура такой африканской инициации. То есть прежде чем начать дело, ты должен проникнуть в самые глубокие джунгли, убить там взрослого крокодила, и после этого ты становишься взрослым членом племени и можешь уже делать бизнес. И основная задача нашей «дорожной карты» и нашей рабочей группы, в которой активно участвуют ФНС, фонды, Банк России, финмониторинг, – это все перевести в понятную историю из истории инициации. Человек начинает свой бизнес. Это страшно. Денег еще нет, клиентов еще нет, риск большой. И в этот самый момент, когда мы должны человека максимально поддержать, когда государство должно повернуться к нему лицом, оно поворачивается к нему вот этим «прошито и пронумеровано».
Что мы предусматриваем в нашей «дорожной карте» с точки зрения улучшения процедуры регистрации? Сама процедура, кстати, и сейчас очень неплохая: пять дней, там не так много документов, она достаточно понятная, прозрачная.
Но на этой процедуре масса нароста. Эти наросты мы хотим удалить. Например, если учредитель лично приходит в 46-ю налоговую регистрировать предприятие, зачем ему еще нотариально заверять заявление? Совершенно лишний шаг, абсолютно ненужный.
Другой пример. Рейтинговый бизнес считает, что у нас предприятие регистрируется 30 дней. Начнем разбираться. Почему 30? Вообще-то пять, но рейтинг считает, что мы зарегистрировали предприятие только тогда, когда получили полный комплект документов. Включая свидетельство из Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и т.д. Эти бумажки идут почтой, в некоторых регионах их нужно лично собирать.
В рабочей группе мы задаем вопрос: «Скажите, пожалуйста, предприниматели, вам нужны эти бумажки?» – «Нет, мы их видим один раз в жизни, когда получаем». – «Фонды, вам нужны эти бумажки?» – «В принципе, нет, нас бы устроила запись в едином госреестре». – «Федеральная налоговая служба, вам нужны эти бумажки?» – «Не нужны». Вопрос: кому нужны эти бумажки? Никому.
Еще пример – печать. Ее давно пора отменять. Это предложение вызвало шоковую реакцию. А Всемирный банк в исследовании пишет, что в 60% стран мира нет печати вообще. Все мы знаем, что за 400 руб. заказывается любая печать любой организации. И ничего она не страхует, никого ни от чего не защищает, это фикция. Но тем не менее эту печать надо создавать, получать, таскать с собой в командировку. Говорим, что организация может иметь печать, но не обязана. Для огромного количества малых предприятий это совсем необязательно.
Вторая группа проблем – это онлайн. В России онлайн-регистрация уже есть, 25000 компаний с начала года – это немало. У нас в год всего около 200000. То есть примерно 10% компаний уже регистрируются онлайн. Но нужна электронная подпись, которую нужно получать и максимально упростить этот процесс: сделать удобные формы, удобные сайты, где не надо продираться через кладбище нормативных актов, как сейчас зачастую происходит. Это задача блока онлайн-коммуникаций.
И третья группа проблем – это проблема коммуникаций. На самом деле самое страшное – это не процедура. Самое страшное – это незнание людей о процедурах.
И мы закладываем в «дорожную карту» очень активную информационную кампанию, причем кампанию в современном режиме, а не в режиме нормативного акта, который ни один нормальный человек понять не способен. Мы в «дорожную карту» закладываем пропагандистскую кампанию не просто на тему «как создать предприятие», а на тему, что это классно. Это не так страшно, это не так больно. Билл Гейтс семь раз банкротился, прежде чем у него получился Microsoft, т.е. у каждого из нас семь попыток есть, чтобы стать Биллом Гейтсом.