Суть дела: Шоковое воздействие

Россия – страна недооцененных инвестиционных возможностей, инвестиционного потенциала. Есть два обстоятельства, которые позволяют сделать этот вывод.

Во-первых, Россия – одна из немногих стран в мире с быстро растущими рынками. Потребительский рынок, инвестиционный рынок в РФ ежегодно растет на 5–7%. Не случайно в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума по потенциалу внутреннего рынка Россия в текущем году заняла 7-е место из 140 стран.

И вторая особенность – это огромные внутренние сбережения. По объему внутренних валовых национальных сбережений Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Доля валовых национальных сбережений составляет около 30% ВВП. При этом хочу напомнить, что их использование – это только 2/3 от этого потенциала. На инвестиции мы тратим примерно 20% ВВП.

Одна из причин этого разрыва хорошо известна: недостатки инвестиционного климата. И это на сегодняшний день ключевой фактор. Сегодня Россия так же, как и другие страны, участвует в глобальной конкуренции за привлечение прямых иностранных инвестиций. Не могу сказать, что мы сильно отстаем в этой гонке. Известно, что по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций Россия входит в десятку мировых лидеров. Правда, занимает там девятое место и из стран BRICS уступает Китаю и Бразилии.

В прошлом году мы вышли на уровень $53 млрд прямых иностранных инвестиций. Напомню, что в Китае примерно в два раза больше – $116 млрд.

Тем не менее эта цифра нас не может удовлетворить. Мы сегодня на рынке прямых иностранных инвестиций занимаем всего лишь чуть больше 3%. И, конечно, одна из причин – все тот же самый инвестиционный климат. Мы хорошо знаем оценки. В рейтинге Всемирного банка Doing Business мы занимаем 112-е место. В других рейтингах, может быть, наша позиция получше. Скажем, в рейтинге KPMG в этом году мы заняли 4-е место из 19 развитых и развивающихся стран, уступив Индии, Китаю и Мексике. «Евромани» дает нам 60-е место из 187 стран.

Но дело, безусловно, не в рейтинге. Дело в понимании того, что по ключевым факторам – таким как таможенное администрирование, регулирование в строительстве, присоединение к электросетям – мы, безусловно, находимся во второй сотне. По параметру скорости, по параметру количества документов, по параметру стоимости этих операций мы входим во вторую сотню. По другим параметрам, чувствительным для бизнеса, – таким как регистрация предприятий, регистрация прав собственности, налоговое администрирование – у нас картина на фоне других стран несколько лучше. Мы занимаем примерно от 40-го до 60-го места в мире.

В этом отношении для нас было очень поучительным, я бы даже сказал, оказало шоковое воздействие обследование, которое провел Всемирный банк на субнациональном уровне. Почему? Потому что мы обнаружили, что даже при той нормативно-правовой базе, которая существует в стране, у нас есть огромный разрыв между регионами по качеству инвестиционного климата.

Если взять разрешение на строительство: Сургут – 150 дней, Тюмень – 448 дней. То есть разница в три раза. Если брать по такому показателю, как подключение к электросетям, то в Кемерове, Перми, Самаре, Ростове-на-Дону – это 6–7 процедур. В других городах, как правило, это 9–10, до 12 процедур, т. е. в два раза больше. Это означает, что даже при существующей нормативной базе есть очень большие резервы для улучшения ситуации в стране в части инвестиционного климата. Залог успеха здесь, безусловно, во взаимодействии с бизнесом, в привлечении экспертов, в том числе международных. Мы здесь, я бы сказал, не просто открыты, а где-то навязчивы. Я надеюсь, что такая совместная работа приведет нас к успеху.